За 2009 г. в Санкт-Петербурге в эксплуатацию будет сдано около 125 000 кв.м. торговых площадей. По оценкам аналитиков, большинство из них может остаться без арендаторов. 

По данным специалистов компании London Consulting & Management Company в 2009 г. в северной столице начнут работать девять торговых центрах города. 

В первом полугодии уже открылись  «Континент» на ул. Звездной, «МебельWood», «Толстой Сквер», «На реке Смоленке», «Радиус», вторая и третья очередь ТРЦ «Феличита-Пионерская», третья очередь «Миллер Центра». Общая торговая площадь запущенных проектов составила 88 160 кв.м.

Специалисты прогнозируют, что до конца 2009 г. будут запущены еще два торговых центра: «Меркурий» в г. Колпино и «Русские самоцветы» общей торговой площадью 36 000 кв.м.

В конце 2008 г. специалисты LCMC прогнозировали открытие 15 объектов торговой площадью 269 608 кв.м. Шесть центров отложили старт проектов.  

По информации Екатерины Марковец, директора департамента консалтинга и оценки АРИН, в настоящее время в Петербурге строится 35 объектов торговой недвижимости с арендопригодной  площадью около 650 000 кв.м.  По сравнению с первым кварталом 2009 г. количество объектов, находящихся на стадии активного строительства, увеличилось на 22%. По количеству планируемых к открытию ТЦ лидируют Приморский, Невский, Центральный и Красногвардейский районы города, занимая по 14%. А по объему строящихся площадей в Санкт-Петербурге АРИН выделяет Центральный (18%), Выборгский (14%), Приморский (13%), Московский (12%) районы.

Среди торговых объектов, строительство которых уже завершено, но не открытых для покупателей, специалисты называют комплекс Aura, который, вероятнее всего, будет запущен в первом квартале 2010 г. и «Осиновая роща» компании «Адамант».

К более долгосрочным проектам, которые точно будут построены, эксперты LCMC относят торговые центры Galeria и Stockmann, отмечая, что данные объекты являются приоритетными как для развития города, так и для портфеля девелоперских компаний.
К замороженным проектам, по данным LCMC, можно отнести многофункциональный комплекс Sun Gally Park Center (Raiffeisen Evolution), торговые центры «Кушелевка» и «Купчино» («РТМ Девелопмент»), МФК «Невский Колизей» в Буграх, МФК «Адамант парк», ТЦ «Кантемировский» на Полюстровском пр. (Europolis), торговый центр «Словацкий дом» (ГК «Ташир»), ТЦ «Долгоозерная улица» на Комендантском проспекте («Макромир»), гипермаркет «Зеленая страна» на Пулковском шоссе («Еврогарден»).

Несмотря на строительство и ввод в эксплуатацию новых торговых площадей, спрос на аренду продолжает падать. Как считают специалисты LCMC, снижение спроса в первую очередь отразилось на недавно открывшихся, либо неудачных проектах.

«В 2009 г. спрос на торговые площади из-за стагнации рынка резко упал, что повлекло за собой увеличение количества вакантных площадей в неконцептуальных объектах и в объектах с плохой локацией. Уже сейчас мы наблюдаем миграцию арендаторов: ритейлеры все более тщательно подходят к выбору места для нового магазина, точки с низкой рентабельностью закрываются. В перспективе эта тенденция приведет к массовой реконцепции устаревших торговых комплексов, а также к возможно перепрофилированию совсем неудачных проектов», — рассказал Retailer.RU Дмитрий  Золин, управляющий партнер LCMC. По его мнению, торговые центры с удачно продуманной концепцией и отличной локацией все равно пользуются популярностью у операторов торговли, так как обеспечивают необходимый покупательский поток. 

По информации LCMC, в наиболее удачных торговых центрах Санкт-Петербурга  — «Пик», «Сенная», «Гранд Каньон» — заполняемость по-прежнему составляет 100%, и актуален лист ожидания. В обеих «Мегах» периодически появляются вакантные площади, но они достаточно быстро находят своего арендатора. 

«Выведение какого-либо среднего для рынка процента снижения спроса является достаточно некорректным, так как все зависит от конкретного объекта и его характеристик, — считает Дмитрий  Золин.  Во многих торговых центрах, которые не могут похвастать сбалансированной концепцией и, соответственно, востребованностью со стороны покупателей, можно наблюдать массовое закрытие магазинов. Как пример можно привести торговые центры «Рамстор» на станции метро «Пионерская», «Променад», «Питер» и др. 

 На сегодняшний день, самые успешные из новых торговых комплексов Петербурга заполнены максимум на 70-80%, сообщает LCMC.  «В ТЦ «Северный Молл» вакантны порядка 80% площадей. Заполняемость строящихся объектов составляет в среднем всего 10–20%», —  прокомментировал ситуацию Дмитрий Золин. — В наиболее уязвимом положении находятся торговые центры с неудачным местоположением или неграмотной концепцией, которые могут выйти на рынок в течение второго полугодия 2009 г. и в 2010 г. Такие объекты рискуют остаться совсем без арендаторов», — уточнил он.

По данным Astera St.Petersburg, в течение второго полугодия 2009 г. к вводу в эксплуатацию было заявлено около 300 000 кв. м. качественных торговых площадей, но реально будут введены не более половины.

«Тенденция увеличения конкуренции среди торговых объектов усиливается – в ужесточившихся рыночных условиях арендаторы в первую очередь отдают предпочтение качественным торговым комплексам в местах с хорошей пешеходной и транспортной доступностью, с проработанной концепцией и грамотно подобранным пулом арендаторов, — отмечает Людмила Рева, директор по развитию бизнеса, Astera St.Petersburg. — Неудивительно, что в условии такой жесткой конкуренции больше других испытывают проблемы новые торговые комплексы, введенные только что или запланированные к вводу в ближайшие полгода-год. Продолжает увеличиваться число введенных объектов с торговой галереей, открытой на 55-60%. Качество торговых объектов сегодня приобретает первостепенное значение в условиях ужесточения конкуренции за инвестора, арендатора, покупателя. Объем предложения новых торговых площадей через два-четыре года сократится – и это будет благоприятным периодом для вывода на рынок новых качественных объектов», — добавила эксперт.

По словам Вероники Лежневой, старшого аналитика отдела исследований Jones Lang LaSalle Санкт-Петербург, спрос в области торговой недвижимости северной столицы распределен неравномерно. «Проекты, которые отличаются удачной локацией и продуманной концепцией также пользуются спросом со стороны арендаторов. Торговые операторы уделяют большое внимание темпу строительства проекта, что становится дополнительным фактором при принятии решения о входе компании в проект. Если говорить об уже существующих объектах, в том числе и введенных в 2008 г., то здесь решающим фактором становится посещаемость торгового центра. В случае оптимального потока покупателей для данной локации, востребованным будет и более новый проект, что мы сейчас и наблюдаем, когда у арендаторов появляется больший выбор для размещения своих магазинов», — заметила  Вероника Лежнева.


Наименование

Адрес

Общая площадь, кв.м

Торговая площадь, кв.м

Девелопер

Срок ввода

ТОЦ «Континент»

Звездная ул., уч. 1

40 000

5 160

«Адамант»

1 полугодие

ТРЦ «Феличита-Пионерская» (2-3 очередь)

Испытателей пр. / Коломяжский пр.

38 500

38 500

«Макромир»

1 полугодие

ТЦ «Русские самоцветы»

Карла Фаберже пл. 8

30 000

19 200

«Русские Самоцветы»

2 полугодие

ТОЦ «МебельWood»

Дальневосточный пр./Коллонтай ул.

28 000

21 000

Холдинг УИМП

1 полугодие

ТЦ «Меркурий» Корпорация

Колпино, ул. Пролетарская/В.Слуцкой

24 000

16 800

«Петрострой»

2 полугодие

МФЦ «Толстой Сквер»

Льва Толстого ул., 9

23 400

3 200

«АйБи Групп»

1 полугодие

ТЦ «Миллер Центр» (3 очередь)

Испытателей пр.

20 000

10 000

«Ларсон П.М.»

1 полугодие

МФЦ «На реке Смоленке»

пер. Декабристов/наб. реки Смоленки

14 920

3 700

«ЛенСпецСМУ»

1 полугодие

ТОЦ «Радиус»

Волковский пр., 32

11 000

6 600

«Адамант»

1 полугодие

Итого в 2009 г.

229 820

124 160

 

*По данным LCMC

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments