Как стало известно "БИЗНЕС Online", входящая в холдинг "Ак Барс" компания "Азык" закрыла 26 из 69 своих магазинов. Более того, уволенные сотрудники заявляют, что остались без части выплат по сокращению. Причина — неэффективность бизнеса: "староформатные" торговые точки не выдерживают конкуренции с другими игроками на перенасыщенном рынке, считают эксперты.

"Хлеб есть, молоко — тоже. Чего еще надо?"

Сеть "Пестречинка" закрывает в Татарстане минимум треть своих магазинов, сообщил источник "БИЗНЕС Online" в торговой отрасли. Эту информацию в беседе с корреспондентом газеты подтвердил операционный директор сети Александр Шилковников: "Мы сейчас сокращаем магазины. Были вынуждены нерентабельные магазины в Чистополе закрыть. У нас их там было 10. В Казани тоже часть закрыли: избавились от арендованных магазинов — их было порядка 12, а собственные оставили. Мы все полностью просчитали и решили прекратить деятельность объектов, которые были нерентабельны, не приносили эффекта".

Как выяснилось, закрываются магазины не только в Казани и Чистополе, но и в Зеленодольске. Об этом "БИЗНЕС Online" сообщил пресс-секретарь администрации Зеленодольска Александр Коршунов: "Сама продукция никуда из города не пропадает, просто "Пестречинка" будет напрямую в сети поставлять. Закрытие они объясняют тем, что много конкурентов у них стало — содержать целые магазины достаточно тяжело, поэтому приняли решение торговать в сетях". В Зеленодольске было четыре магазина, обращений по поводу невыплаты зарплаты от работников не поступало, добавил он.

После посещения нескольких казанских магазинов "Пестречинка" у корреспондента "БИЗНЕС Online" сложилось впечатление, что в ближайшее время могут прикрыть и другие лавочки. На ул. Энергетиков и ул. Бондаренко (адреса указаны на сайте продуктовой сети) "Пестречинки" уже и в помине нет, а сотрудники соседних торговых площадок оказались не в курсе, как давно съехали предыдущие арендаторы. На ул. Лушникова магазин все еще работает, но скудность ассортимента намекает на то, что с мини-маркетом что-то не то. Бросается в глаза, с одной стороны, широкий выбор алкогольных и безалкогольных напитков, консервов и специй — всего того, что имеет длительный срок годности, с другой — полное отсутствие колбасных и мясных изделий производства "Пестречинки". На вопрос, почему на полках так пусто, кассирша ответила в духе стоиков-эпикурейцев: "Хлеб есть, молоко — тоже. Чего еще надо?"

Магазин на ул. Меридианной тоже произвел унылое впечатление. Зато на полках удалось найти пельмени от "Пестречинки" и даже увидеть покупателя — мальчика лет 8 с целым пакетом соков, который явно удивил кассиршу. "Денег на товар у них нет, — видимо, имея в виду руководство, пожаловалась продавщица, — про зарплату вообще не говорим". Расстроенная собеседница предположила, что скоро магазин закроют.

К слову, о зарплате. "Минтруду бы заинтересоваться отношением руководителей торговой сети "Пестречинка" в Чистополе к своим работникам, — написал "БИЗНЕС Online" один из читателей. — Закрыты все магазины. Весь персонал заставили написать заявление об увольнении по собственному желанию (все это делалось под давлением). Есть случаи, когда заявление писали мамы, находящиеся в декретном отпуске. И никто не жаловался на неправомерные действия".

В чистопольских "Пестречинках" работали примерно 80 человек. Сколько сотрудников числилось в закрывшихся казанских магазинах, Шилковников уточнить не смог. "Как такового сокращения не было, — заверил он. — Были неэффективные магазины. Мы премиальную часть были вынуждены не выплачивать, потому что планы по KPI не выполнялись. Люди получали только окладную часть и сами покинули нашу компанию". О сокращениях в других городах представитель "Пестречинки" ничего не сказал, в пресс-службе "Ак Барс Холдинга" на запрос "БИЗНЕС Online" не ответили.

Торговать — это не для "АК Барса"?

"Пестречинка" (юридическое лицо — ОАО "Азык") входит в АО "Холдинговая компания "Ак Барс", возглавляемое Иваном Егоровым. На сайте холдинга сообщается, что предприятие образовано в 1984 году на базе Московского райпищеторга. Торговая сеть специализируется на реализации продукции птицеводческого блока холдинга (птицефабрика "Казанская", агрофирма "Ак Барс-Пестрецы", птицеводческий комплекс "Ак Барс").

Торговая сеть насчитывает более 60 магазинов формата "у дома" в Зеленодольске, Чистополе, Казани, Нижнекамске, Нурлате, Буинске и Больших Кайбицах. В зависимости от формата (магазин самообслуживания или прилавочный) покупателям предоставляется на выбор 1,5 — 3 тыс. наименований товаров. За день в магазинах "Пестречинка" совершают покупки около 30 тыс. человек. Представлено около 200 наименований продукции под торговой маркой "Пестречинка". "Ежегодно растет число магазинов, увеличивается товарооборот. Кроме того, ОАО "Азык" сдает в аренду торговые площади одному из крупнейших российских ретейлеров — компании "Пятерочка", — сообщает портал холдинга.

По данным на 30 сентября 2016 года, 72,21% ОАО "Азык" принадлежит ООО "Ак Барс-Актив", еще 19,98% — АО "ХК "Ак Барс". Генеральный директор компании — Рустем Давлетшин. В рейтинге "БИЗНЕС Online" Топ-300 за 2016 год "Азык", скатившись на 66 строчек, заняла 230-ю позицию. Выручка компании сократилась на 465 млн. рублей до 1,8 млрд., а прибыль составила всего 460 тыс. рублей. Интересно, что в финансовом отчете по прочим статьям прошли многомиллиардные обороты. Так, по прочим расходам была проведена сумма 87,5 млрд. рублей, по прочим доходам — 87,6 миллиарда! В отчете говорится, что такие суммы обусловлены реализацией ценных бумаг, правда, не уточняется, каких именно. Объемы же такие, будто играли на бирже…

Нельзя не вспомнить несколько других прикрывшихся торговых проектов холдинга "Ак Барс". В 2005 году "Ак Барс Регион" (бывший "Ак Барс Торг"), отказавшись от развития собственного бренда, купил франшизу на открытие в РТ "Пятерочек". Все бы ничего, но в 2009 году держатель торговой марки — компания "Агроторг" (входит в Х5 Retail Group) — решил сам открыть магазины в Татарстане. Предусмотренные договором ограничения ловко обошли: вместо "Пятерочки" федералы писали на вывесках "Пятерочка+". Разбирательства в УФАС и арбитраже ничего "Ак Барсу" не дали.

Тем временем срок франшизы истек. С конца 2014 года "Ак Барс" запустил ребрендинг "Пятерочек" в "Нашу марку" и "Чак-чак", но время было упущено. В конце ноября 2015 года в Татарстане закрылось 80 из 120 развиваемых "Ак Барс Регионом" магазинов, например, почти все торговые точки компании в Закамской и Заволжской зонах (Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга, Альметьевск, Алексеевск, Чистополь). Как утверждают наши источники, при плохо развитой логистике в Закамье их выручка попросту не оправдывала слишком дорогое содержание магазинов. Кроме того, по нашей информации, за последние два месяца количество магазинов сократилось с 40 до 30. Из оставшихся половина работают под брендом "Чак-чак", еще половина — под "Нашей маркой".

Таким образом, уже сейчас "Ак Барс Регион" больше напоминает бизнес по сдаче в аренду площадей, причем конкурентам. Похоже, то же самое может произойти и с брендом "Пестречинка".

Земля уходит у "Пестречинки" из-под ног

Что же все-таки стало причиной резкого сокращения количества магазинов куриного бренда? Директор по развитию сети супермаркетов "Светофор" в Татарстане Вадим Попов указал беседе с "БИЗНЕС Online", что в 2016 году объем продаж по стране продолжал снижение, а это однозначное сужение рынка розничной торговли: объектов все больше, а денег покупатели готовы тратить все меньше. Это первое.

Второе: сегмент сети магазинов у дома в Татарстане развит выше среднего уровня по России и, пожалуй, уступает только Санкт-Петербургу, констатировал в разговоре с "БИЗНЕС Online" финансовый аналитик ГК "Финам" Тимур Нигматуллин. "Сейчас на рынке остаются сети, более приспособленные к ситуации, которые профессионально занимаются этой деятельностью, — отмечает Попов. — "Пестречинка" же никогда не отличалась профессионализмом. Ведь это всегда был побочный процесс, потому что основной бизнес у них все-таки другой. В итоге на сужающемся рынке они, естественно, полетели одними из первых".

"Ретейлер "Ак Барса" проиграл как конкурент крупным федеральным сетям", — соглашается с коллегами генеральный директор компании "А-Девелопмент" Мурат Ахмеров. Он называет "куриные" минимаркеты "староформатными" и приводит в пример "Пятерочку", которая постоянно делает ребрендинг сети: "Если раньше в "Пятерочке" зашивали витрины, то теперь раскрывают их, делают помещения светлыми, там много ярких тонов, появилась более современная атмосфера для потребительского рынка. Проблемы "Пестречинки" связаны не с отдельными убыточными магазинами, а с неэффективностью всей сети".

Несмотря на то что сеть носит название бренда "Пестречинка", доля куриной продукции в общем объеме продаж у сети незначительна, уверен Попов. "Вполне возможно, что, когда рынок стал более конкурентным, их единственным преимуществом оставалась именно курятина, — предполагает он, — то есть они стали обыкновенными либо даже хуже, чем другие магазины у дома, но всегда выигрывали за счет того, что у них были определенная цена и ассортимент именно по курице". Теперь же, когда на Казань активно начала наступать компания "Челны-Бройлер", земля стала уходить у "Пестречинки" из-под ног. "Очевидно, у сети не осталось никаких других преимуществ", — заключает эксперт.

Вместе с тем Ахмеров указал, что в Татарстане успешно развиваются другие сети, нацеленные только на свой фирменный продукт, например "Звениговские колбасы" и "Йола". А заменить "Пестречинку" на арендовавшихся ранее ей местах могут другие сети формата "у дома" — "Августина", "Мечта", "Русалко", "Алькодьюти" или даже новый игрок — "Красное&Белое".

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments