Продажи традиционных CD стремительно падают. Вся музыка есть в Интернете, и для ритейлеров это стало "черной меткой". Те, кто не перестроится, исчезнут с рынка.
   
Когда создателя группы White Stripes Джека Уайта журналисты спросили о его отношении к размещению музыки во Всемирной паутине, тот не стал скрывать эмоций: "Интернет — это зло!" Однако площадкой для размещения альбома своего side-project под названием Dead Weather музыкант выбрал именно просторы Сети. Сопротивляться прогрессу оказалось делом бесполезным — скоро в Интернете появится второй альбом Dead Weather.
  
НАЗЛО РЕКОРДАМ

    В 2002 году альбом "мальчиковой" группы N’Sync за одну неделю разошелся огромным тиражом в 2,4 млн дисков. Такой "скорострельности" не было ни у кого в истории музыки — от The Beatles до Nirvana. И теперь, по всей видимости, не будет никогда. Начало 2000-х стало точкой высшего расцвета индустрии CD. Но не прошло и десяти лет, как все кончилось…
  
"Через два года музыкальные диски будут занимать не более 3-5% в общем объеме продаж физических носителей", — уверен гендиректор сети "Настроение" Евгений Кобзарь. Так, в 2009 году легальный оборот российской музыкальной индустрии, по оценкам экспертов, сократился на 15% и составил чуть более 1 млрд рублей. Больше других пострадали продажи именно музыкальных CD — они просели сразу на 25%. Сети жалуются на падение продаж из-за финансового кризиса, но против них играют пираты и прогресс: продажи стремительно перемещаются в Интернет. "Ничто не вечно под луной, у каждого продукта свой жизненный цикл, — уверен продюсер Павел Чемоданов. — Диски покупают люди, которые еще не приобщились к новым гаджетам, но их все меньше, и это уже не молодежь, которая считается самым активным потребителем музыки".
  
Еще в 2007 году аналитики PricewaterhouseCoopers (PwC) сделали неутешительный для ритейлеров прогноз: к 2011 году продажи музыки через Интернет обгонят по объему рынок CD и составят $22,8 млрд. Россия в этом смысле практически ничем не отличается от всего мира. Только у нас в Интернете музыку почти никто не покупает, ее скачивают бесплатно. "СМИ не брезговали давать советы, как можно сэкономить в кризис, и один из советов был — запретите вашим детям покупать диски, вся музыка есть в Интернете", — вспоминает гендиректор Universal Music Russia Дмитрий Коннов.
  
Вся музыка — на легальных основаниях и без них — действительно есть в Интернете, и для традиционных ритейлеров это стало очевидной "черной меткой". Те, кто не успевает перестроиться, могут исчезнуть с рынка. Уже рушится огромный кусок империи Virgin — Ричард Брэнсон закрывает один гипермаркет за другим. Не помогли даже продажи сопутствующей продукции. Закрыл почти 90 магазинов в США и ритейлер Tower Records. Оставшиеся пытаются выживать за счет снижения цен. Так, холдинг Universal Music Group намерен этой весной снизить цены на музыкальные CD, продающиеся в американских сетях, до $6-10. Компенсировать убытки в холдинге намерены за счет увеличения тиража и выпуска коллекционных изданий. С этим согласен и Евгений Кобзарь — по его мнению, в ближайшие годы CD будут востребованы как раз в качестве коллекционных или подарочных изданий, предназначенных для меломанов и фанатов. "Еще один вариант — двухдисковые или двусторонние издания DVD/Blu-ray с концертом или фильмом плюс CD/MP3 с альбомом или саундтреком. Возможно развитие цифровых продаж, например на флешках", — считает Евгений Кобзарь.
  
Другое дело Интернет — снижать цены на музыку, продаваемую в Сети, тот же Universal не собирается. Да этого и не нужно: там царит настоящий ажиотаж! К примеру, сайт iTunes Store уже стал крупнейшим продавцом музыки в Америке, отвоевав 20% рынка. А в Великобритании в 2009 году доходы от продажи синглов превысили объем средств, который принесли продажи альбомов. По словам Дмитрия Коннова, почти 97% синглов покупается в Англии сейчас цифровым способом — никто уже не приходит в магазин купить пластиночку с двумя-тремя песнями. "За рубежом в Интернете их можно скачать вполне легально. Индустрия поняла, что бессмысленно бороться против того, что людям кажется удобным", — говорит гендиректор Universal Music Russia. Но в России, как водится, прогресс приобретает причудливые формы.
  
МОБИЛЬНЫЙ ГРАБЕЖ

   Сейчас в России существует несколько вариантов покупки легального контента. "Первый — это наполовину пиратские порталы вроде recordings.ru, которые, скрываясь от российских правообладателей, продают на тер-ритории России наисвежайший контент, которого нет даже у российских мейджоров, — утверждает генеральный продюсер компании Perpetuum Music Денис Соколов. — Если правообладатель заявляет свои права, портал начинает производить отчисления. Если нет — деньги до правообладателя не доходят. Контент в данном случае получается "условно легальным". Аудитория сайта — продвинутые пользователи и профессионалы современной клубной индустрии, как правило, клубные диджеи и авторы музыкальных программ на радио". Вторая схема — порталы, называющие себя русскими iTunes, — это muz.ru, fidel.ru, soundkey.ru. По словам Дениса Соколова, они собирают аудиторию, которой неудобен формат CD и для которых в то же время неудобоваримы пиратские MP3. Еще один вариант — специальные сервисы для "фанатов" и "абонентов", начиная с покупок фанатов компании Apple в iTunes и до специальных сервисов для абонентов сетей и пользователей популярных моделей телефонов со всевозможными бонусами.
  
Распределение доходов меж-ду площадками и правообладателями зависит от того, на каких условиях они сумели договориться. "При продажах в Интернете доходы часто делятся по зверским условиям — 50 на 50", — говорит Денис Соколов. "Обычно процент между правообладателем и площадкой колеблется между 50% и 70%. Эта цифра была специально установлена, чтобы цифровые покупки развивались, — говорит Дмитрий Коннов. — На Западе правообладателю идет 80% прибыли".
  
"Это натуральный грабеж! — горячится Павел Чемоданов. — Если речь идет о мобильном Интернете, то основную долю дохода забирает оператор связи. Правообладателю достается 5-25%". Контент-провайдеры отдают правообладателю около 70%, не согласен Денис Соколов. По его мнению, рынок продаж RBT (рингбэктоны вместо телефонного гудка) даже перспективнее продаж в Сети. "Именно на RBT зарабатывается сейчас свыше 90% всех доходов, — говорит Денис Соколов. — Причина проста — гудок невозможно заменить никак иначе, кроме как легально! Но некоторые операторы и контент-провайдеры просто обирают правообладателя: платят условно-оптимальный аванс, а потом наваривают на количестве скачиваний. Так что этот рынок тоже как минимум полулегальный".

 В России самая популярная система платежа — посредством SMS, однако сотовые операторы накидывают сверху 100% от цены услуги. "То есть вместо песни за 10 рублей придется заплатить 20, 10 рублей автоматически идет операторам, — говорит Дмитрий Коннов. — Учитывая этот факт и то, что в двух кликах у человека есть бесплатная альтернатива, даже самый законопослушный и музыкально подкованный пользователь не сможет бороться с искушением зайти на пиратский сайт".
  
Сейчас, по подсчетам Дениса Соколова, объем легального музыкального контента в Сети не превышает 1-2%. По подсчетам агентства Intermedia, в Рунете в прошлом году легально было продано музыки на смешную сумму в 2 млн рублей. "В процентах же доля нелегального контента пока не менее 90%", — уверен Павел Чемоданов.
  
МУЗЫКАЛЬНЫЕ "БОМБИЛЫ"
   До середины 2007 года управление правами в Рунете из-за пробелов в законе могло осуществляться кем угодно, но не правообладателями, сетует Дмитрий Коннов. Были созданы пиратские сайты, которые выплачивают некое вознаграждение правообладателям за то, что без их ведома дистрибутируют музыкальный контент в Сети. "Это все равно что, к примеру, к вам утром приходит сосед и отдает 300 рублей за то, что всю ночь бомбил на вашей машине, а это вроде как ваша доля. Думаю, вам это вряд ли понравится", — говорит Дмитрий Коннов.
  
Тем не менее сейчас самые популярные пиратские сайты продолжают раздавать музыку бесплатно. Экономическая модель в таком случае проста: сайт получает доходы от размещения трэшевой рекламы (виагра, интим-услуги и т.д.). Люди на нее кликают, создается траффик, который потом монетизуется. Правда, у российских правообладателей есть надежда, что люди, которые сейчас сидят на этих порталах, через какое-то время перейдут и на легальные площадки. По результатам одного из последних опросов компании Ipsos MORI (Market & Opinion Research International) выяснилось, что в Великобритании больше других тратят денег на покупку музыки те пользователи, которые активно скачивают ее нелегально через торренты. Такие люди тратят на музыку около $127 в год, что на $54 больше, чем те, кто приобретает исключительно "лицензии". Выходит, занимающиеся файлообменом на торрентах граждане и есть основа музыкальной интернет-индустрии.
  
ИНТЕРНЕТ-ОСВОБОЖДЕНИЕ
  
Кроме всего прочего, постепенное угасание индустрии продаж CD и стремительное развитие Интернета для многих музыкантов стали отличной возможностью выбраться из плена крупных лейблов и общаться с фанатами через Сеть. И кризис здесь ни при чем: Интернет дает музыкантам возможность заявить о себе, а потом зарабатывать деньги концертами, не оглядываясь на звукозаписывающие компании и не делясь с ними прибылью. Причем, если раньше западные артисты получали от продаж CD солидные барыши, то сейчас основная статья доходов — гастроли. Для России это вообще практически безболезненная трансформация: продажи альбомов никогда не приносили отечественным звездам ощутимых дивидендов.
  
Показательна история группы Петра Налича, которая будет представлять Россию на "Евровидении", — коллектив стал известен лишь благодаря Интернету. Однако такой подход близок и гораздо более известным музыкантам. Так, еще в 2007 году британская группа Radiohead выложила свой альбом In Rainbows на сайте для свободного скачивания. Поклонникам группы предлагалось самим решать, сколько платить за пластинку. Группа таким образом заработала около $3 млн, но основной доход им принес уже концертный тур. Так же поступил и Принс, сделав свой альбом 2007 года Planet Earth бесплатным приложением к британской газете The Mail on Sunday. В России подобным путем пошел Борис Гребенщиков и группа "Аквариум", которые выкладывали в Сети свои альбомы "Лошадь белая" и "Пушкинская, 10", где их можно было скачать бесплатно или заплатить сумму на свое усмотрение.
  
Альбом, размещенный в сво-бодном доступе, выполняет главную функцию — привлечения внимания к музыкантам. Размещая музыку в Сети, артисты оставляют поклонникам возможность заплатить за ее прослушивание, но главный расчет делают на то, что эти люди потом придут на концерт понравившегося коллектива. Правда, музыкальным магазинам и рекорд-лейблам от этого отнюдь не легче.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments