Петербургский фармритейлер "Первая Помощь" сворачивает сеть магазинов по продаже лечебной косметики Cosmetic Project.
Запуская проект в мае 2012 г., компания планировала открыть в течение года 15 торговых точек в формате островных павильонов (площадь — 6 кв. м, ассортимент — 600 наименований). Однако удалось запустить только пять. http://www.retailer.ru/item/id/54522/
Как стало известно Retailer.RU, на данный момент работают три острова Cosmetic Project — в ТЦ "Июнь", ТРК "Гулливер" и "Большом Гостином Дворе". До конца 2013 г. будет закрыт объект в "Гулливере", сообщил генеральный директор компании Александр Семенов. Решение по остальным двум объектам ритейлер намерен принять в начале 2014 г.
"Запуск Cosmetic Project был экспериментом, в ходе которого мы пытались понять, сможем ли торговать косметикой без привязки к аптекам", — рассказал Александр Семенов. Однако проект не принес ожидаемых результатов.
Теперь, по словам топ-менеджера, "Первая Помощь" делает ставку на новый формат — drugstore, в котором будут продаваться товары как для красоты, так и для здоровья, а также, возможно, некоторые FMCG-товары. Название новой сети пока не раскрывается, однако известно, что площадь магазина формата drugstore составит 200-250 кв. м против 100-120 кв. м стандартной торговой точки "Первая Помощь". Ассортимент будет также в два раза шире, чем у аптек — 18-20 тыс. SKU.
Сейчас "Первая Помощь" ведет поиск помещений для пилотного проекта. Всего до конца года будет запущено две торговые точки в концепции drugstore.
Перспективный корнер
"Первая Помощь" не смогла выдержать конкуренции со специализированными сетями косметики, обладающими более широким ассортиментом и владеющими специфическими для этого рынка инструментами работы с покупателями, считает директор по исследованиям и консалтингу ЦМИ "Фармэксперт" Николай Беспалов. По той же причине "Аптечная сеть 36,6" была вынуждена свернуть отдельный проект по продаже косметики "36,6 Lab".
Впрочем, продажи лечебной косметики являются перспективным направлением для аптечного ритейла: если для лекарственного ассортимента валовая маржа достигает максимум 30%, то в сегменте косметики средний показатель находится на уровне 80-90%, отмечает эксперт.
По мнению Николая Беспалова, наиболее подходящим форматом для данного ассортимента являются специализированные отделы в самих аптеках. Сейчас в такой концепции развивается, к примеру, сеть "Ригла": студии активной косметики работают в 45 московских аптеках ритейлера. Компания "А5", запустившая осенью 2013 г. зоны лечебной косметики в шести торговых точках в Москве, до конца года планирует оборудовать ими еще пять объектов. Сама "Первая Помощь" размещает в 30 аптеках корнеры органической косметики, ортопедических товаров и товаров для детей.
Непривычный формат
Концепция drugstore, по мнению Николая Беспалова, может оказаться непонятной российскому покупателю. "На Западе данный формат предполагает продажу не только лекарств и косметики, но и продуктов. Но отечественный потребитель не привык ходить в продуктовый магазин за лекарствами и, наоборот, покупать продукты питания в аптеке. Поэтому я не вижу смысла в том, чтобы объединять товары столь разных категорий в одном магазине", — говорит эксперт.
Александр Дубинский, директор по развитию сети аптек "Мелодия Здоровья", напротив, не исключает, что новый формат может прийтись по вкусу российскому покупателю. "Это удобно, когда можно зайти и набрать всякой всячины", — говорит он. По этому же пути движутся продуктовые ритейлеры. К примеру, "О’Кей" и "Пятерочка" недавно начали размещать в своих докассовых зонах аптеки в формате shop-in-shop. Именно они, по мнению топ-менеджера, станут основными конкурентами формата drugstore.
Справка
"Первая Помощь" основана в 1997 г. в Санкт-Петербурге. На октябрь 2013 г. насчитывает более 180 аптек в Северо-Западном и Центральном регионах России. По итогам 2012 г. выручка компании составила 4,3 млрд руб. (без НДС).