Уходящий год станет одним из самых тяжелых для производителей и продавцов персональных компьютеров. Рынок затоварен как никогда и по итогам года рухнет на треть. Причина — рост популярности планшетов и смартфонов.

Стремление иметь дома настольный компьютер или ноутбук становится анахронизмом. Покупатели уже не хотят приобретать персональные компьютеры: по данным исследовательской компании IDC, в третьем квартале текущего года их поставки в Россию резко сократились, в страну было ввезено всего 2,71 млн настольных и портативных ПК — это на 30,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. А по итогам текущего года общее падение рынка персональных компьютеров предположительно составит также более 30% (см. график 1).

Традиционно под понятием "персональный компьютер" аналитики подразумевают настольные компьютеры и ноутбуки. Главная причина столь серьезного падения продаж этого вида техники — агрессивное наступление мобильных гаджетов: планшетных компьютеров и смартфонов, продажи которых растут поистине лавинообразно. По данным IDC, в третьем квартале продажи планшетов в России скакнули на 95,1%, а в первом квартале был зафиксирован прирост аж в 238% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Бурно заполоняют рынок и смартфоны: в этом году их продажи увеличатся более чем на 40% (см. графики 2 и 3).

Общество потребления контента

Самая печальная участь постигла ноутбуки. Некогда сверхпопулярные, эти компьютеры сейчас пылятся на полках: в третьем квартале поставки ноутбуков в Россию сократились на 36,7%. Ввоз настольных компьютеров (так называемых десктопов) тоже упал, но все же не так сильно — на 14,8%.

Неожиданно эта компьютерная техника оказалась не нужна среднестатистическому потребителю. "В наши дни ноутбук уже больше не является желанным устройством, это место теперь занято планшетами и смартфонами, которые, кстати говоря, ломаются, теряются или просто меняются на более новые модели гораздо чаще, чем ноутбуки", — говорит Мариуш Кучински, генеральный директор Iiyama (японский производитель компьютерных мониторов) в Центральной и Восточной Европе.

"Планшеты вытесняют ноутбуки и нетбуки по нескольким причинам, — продолжает Мария Заикина, представитель ритейлера "Связной". — Они дешевле и компактнее — сейчас на рынке уже есть гаджеты стоимостью около двух с половиной тысяч рублей. Мощность планшетного компьютера сегодня зачастую не уступает мощности ноутбука, что позволяет использовать такое устройство для игр, работы с документами и так далее. И проблема с ограниченным объемом памяти уже не актуальна благодаря развитию сервисов облачных хранилищ. Более того, планшетный компьютер с SIM-картой — это самостоятельный источник доступа в интернет из любой точки, в то время как для ноутбука нужен Wi-Fi".

Вообще, компьютерную технику с недавних пор принято делить на две большие категории: техника, которая потребляет контент, и техника, которая его производит. К первой категории как раз относятся планшеты и мобильные гаджеты, с помощью которых пользователь потребляет цифровую информацию: листает странички в интернете, показывает друзьям фотографии, читает электронные книги.

В быту среднестатистическому человеку в большей степени необходимо именно устройство для потребления контента. А техника для его создания все больше становится уделом профессионалов: скажем, производительный десктоп или ноутбук больше необходимы дизайнерам, которым нужно создать трехмерный план дома, или музыкантам, которые пишут музыкальное произведение. Да, обычному пользователю время от времени тоже приходится создавать контент, например написать текст, обработать фотографии или смонтировать видеоролик. Но сейчас простейшие формы создания контента уже под силу планшетам и смартфонам. Ведь обычный человек не будет часами пыхтеть над обработкой фотографии в сложной программе Photoshop, чтобы приукрасить удачную фотку, скорее, он кликнет пару раз в сервисе Instagram. И не будет создавать спецэффекты в сложном видеоредакторе, потому что сносный пользовательский видеоролик для показа друзьям теперь можно быстро и без затей смонтировать на дешевом смартфоне, не говоря уже о планшете.

"Фактически сейчас мы наблюдаем расцвет эпохи устройств потребления контента, — констатирует Роман Галухин, руководитель отдела компьютеров и периферии компании Treolan (группа компаний ЛАНИТ). — Традиционные ПК, ноутбуки и десктопы, будучи в большей степени устройствами для создания контента, в силу этой специфики стоят дороже и теряют долю рынка".

Да и дома нас все плотнее окружают электронные устройства, например ЖК-телевизоры с выходом в интернет, которым традиционные ПК тоже проигрывают конкуренцию. "Да, безусловно, роль домашних ПК в последние годы серьезно изменилась, — отмечает Александр Алексеев, глава российского представительства компании Western Digital (производитель жестких дисков). — Если раньше это было единственное устройство, на котором хранились и воспроизводились все мультимедиаданные — фильмы, музыка, фотографии — то сейчас пользователь смотрит фильмы сразу на большом экране с помощью Smart TV или медиаплееров, играет на планшете, ищет интересную информацию в сети на смартфоне и с помощью смартфона же делает фотографии".

Еще один существенный фактор сокращения продаж — это то, что участники рынка называют замедлением технического прогресса. Имеется в виду, что традиционные компьютеры в последние годы не предлагают пользователям чего-то кардинально нового. По сути, у людей нет мотивации менять свой ноутбук или настольный ПК, который они купили несколько лет назад. Какая разница, что в новых ноутбуках стоит не двух-, а четырехъядерный процессор? Процессоры прежних поколений вполне нормально "тянут" почти любые новые пользовательские программы.

Удар по производителям

Резкое падение продаж персональных компьютеров оказалось серьезным ударом для ведущих производителей. Нельзя сказать, что стало для них громом среди ясного неба — тревожные звоночки прозвучали еще в середине прошлого года. Тогда продажи ноутбуков, которые последние несколько лет были драйверами рынка ПК, вдруг перестали расти. Но многие участники рынка думали, что это временное явление и осенью рост продолжится. Однако роста не случилось, и недальновидные производители на этом обожглись.

"Первый серьезный кризис продаж ноутбуков произошел осенью прошлого года, когда ряд вендоров привезли товар в объемах, рассчитанных как минимум на пятипроцентный рост рынка при его фактическом падении. В результате склады оказались катастрофически перегружены и потребовались распродажи с радикальным снижением цен", — вспоминает Аркадий Граф, руководитель отдела продаж департамента мобильных устройств российского представительства Samsung.

Далее ситуация только усугублялась. Падение продаж ПК привело и к резкой перестановке сил на рынке. Еще год с небольшим назад лидерами среди поставщиков ПК на российский рынок были тайваньские Acer и Asus, далее шли корейский Samsung, американский Hewlett-Packard и китайская Lenovo. Сейчас же на первое место выскочила Lenovo, далее идут Hewlett-Packard, Asus, а Acer уже на четвертом месте (см. график 5).

Но главная, почти сногсшибательная новость — в списке лидеров теперь нет Samsung, который, судя по всему, бежит с падающего рынка ПК. Действительно, отгрузки ноутбуков Samsung сократились радикально: по данным исследовательской компании Gartner, за третий квартал падение поставок ноутбуков Samsung в Россию составило почти полмиллиона единиц, что, кстати, нанесло рынку дополнительный ощутимый удар. Одновременно есть все признаки того, что Samsung бежит с рынка мониторов: по некоторым оценкам, за последний год корейский гигант сократил свой мониторный бизнес на треть.

Наблюдатели убеждены, что корейцам становится невыгодно производить ноутбуки. Дело в том, что свои ПК Samsung принципиально выпускает исключительно на собственных заводах и не отдает производство на аутсорсинг китайским предприятиям, как это делает большинство участников рынка. Судя по всему, Samsung намерен сконцентрироваться на быстрорастущем рынке планшетов и смартфонов, где у него сейчас самые сильные позиции.

Впрочем, в самом Samsung отвергают предположения о его уходе с рынка ноутбуков и говорят, что прекращение поставок связано с "выжидательной позицией". "Компания Samsung на данный момент нигде и никак не заявляла о своем уходе с рынка ноутбуков, — подчеркнул в интервью "Эксперту" Аркадий Граф из представительства Samsung в России. — Просто сейчас мы предпочитаем не сохранять искусственно долю рынка за счет наращивания в ассортименте доли сверхдешевых моделей и не раскачивать рынок за счет необоснованного снижения цен на модели среднего и верхнего сегментов. Создав в конце весны достаточные товарные запасы, Samsung наблюдает за развитием ситуации на российском рынке ноутбуков, и в дальнейшем наша продуктовая стратегия будет формироваться в первую очередь с учетом этой ситуации".

Однако наблюдатели все же склонны считать, что со временем Samsung если и не полностью уйдет с рынка ноутбуков, то переориентируется на более дорогой его сегмент. "Если проанализировать объемы поставок Samsung в мобильном сегменте, то можно прийти к выводу, что компания не прекратила производство ноутбуков, а сократила свое присутствие на рынке ПК, сосредоточившись на выпуске более дорогих моделей", — отмечает Наталья Виноградова, аналитик IDC.

Что касается других компаний, пострадавших от резкого падения продаж ПК, то к ним стоит также отнести тайваньского компьютерного гиганта Acer, который многие годы занимал первое место по поставкам в Россию. Компания прозевала обвал рынка, и в одном лишь третьем квартале ее глобальные убытки приблизились к 500 млн долларов. Из-за сложного положения в компании месяц назад подал в отставку ее президент Джим Вонг, в Acer срочно был создан консультационный совет для выработки новой стратегии развития.

Нынешний же лидер рынка китайская Lenovo говорит, что выбиться в лидеры ей удалось благодаря своевременной корректировке стратегии развития в новых рыночных условиях. "Каждый рынок имеет три ключевые фазы развития: рост, потом стадия стабилизации, а потом спад, и очень важно предугадать наступление каждой из них, — сказал "Эксперту" Глеб Мишин, глава Lenovo в России. — Нашей компании удалось спрогнозировать, в каком направлении будет развиваться рынок персональных компьютеров. К началу кризиса мы смогли создать наиболее сбалансированный модельный ряд: Lenovo хорошо представлена как в сегменте десктопов, ноутбуков, так и на быстрорастущем рынке планшетов и смартфонов. Большое конкурентное преимущество Lenovo в том, что у нее за спиной огромный китайский рынок. На нем компания может оперативно проверить какие-то новые разработки, в случае чего их довести, а потом начать продавать на внешний рынок. Не удивлюсь, если в ближайшем будущем очередной компьютерный гигант появится в Индии, и его тоже будет поддерживать гигантский домашний рынок".

Компьютеры выживут

Схлопнется ли рынок ПК окончательно? Отправятся ли ноутбуки с десктопами на свалку истории? Скорее всего, нет. После обрушения рынок, вероятно, стабилизируется, продажи ПК будут снижаться и дальше, но не такими высокими темпами. "Мы считаем, что в будущем рынок ноутбуков будет снижаться не более чем на три-четыре процента в год. Приблизительно такими же темпами будет сокращаться рынок десктопов. А продажи планшетов и смартфонов уже не будут расти бешеными темпами: их прирост стабилизируется на уровне 15–20 процентов", — говорит Глеб Мишин из Lenovo.

По его словам, у ноутбуков и десктопов остается достаточно много преимуществ по сравнению с планшетами. И безусловно, части пользователей все равно будет нужен именно традиционный ПК. Например, те же геймеры в обозримом будущем будут верны мощным настольным компьютерам. "Взять хотя бы размер экрана. Предел сегодняшних планшетных устройств — 11 дюймов по диагонали, — говорит Глеб Мишин. — Однако многие пользователи хотят экран побольше. И не стоит забывать о производительности. Да, у планшетов она за последнее время повысилась, но все же им далеко до мощности ноутбуков и десктопов, которая все-таки нужна определенному кругу пользователей".

"Ноутбуки как класс устройств определенно выживут и будут стабильно востребованы пользователями, которые привыкли не только потреблять контент, но и создавать его, — соглашается Иван Ромашко, директор по продажам направления персональных компьютеров компании Toshiba. — Ведь, скажем, сочинять музыку или работать в таблицах Excel гораздо удобнее на ноутбуке, чем на планшете. Каждый тип устройств предназначен для определенного рода занятий, поэтому полностью взаимозаменяемыми они стать не смогут".

Продажи ноутбуков будут поддерживать и хорошие перспективы этого вида техники в корпоративной среде. Да, планшеты тоже начинают широко использоваться для работы в компании, однако все же на ноутбуке работать удобнее. К тому же в России прогнозируется развитие принципа BYOD (bring your own device), когда на работу приходят со своим мобильным компьютером и частично его покупку компенсирует компания.

Ну и конечно, корпоративный сектор продолжит предъявлять высокий спрос на настольные компьютеры. "Широкое использование настольных компьютеров в корпоративном сегменте во многом продиктовано политикой безопасности компании, — отмечает Иван Ромашко из Toshiba. — К примеру, сложные криптографические методы защиты информации, которые используются в банковской отрасли, требуют сертификации систем шифрования и предъявляют особые требования к устройствам ПК. Ноутбук и тем более планшет не всегда могут соответствовать таким параметрам, поэтому комплексные системы защиты могут быть реализованы только на настольных ПК. К тому же работу настольных ПК гораздо проще восстановить: если какой-либо элемент вышел из строя, достаточно открыть корпус и произвести замену, чего нельзя сказать о ноутбуках и планшетах".

Впрочем, для выживания настольным ПК придется трансформироваться: сегодня большое будущее прочат так называемым моноблокам — настольным устройствам, у которых процессорный блок встроен в монитор. Такая конструкция позволяет сэкономить в офисе много места, а значит, и средства на аренду дополнительной площади.

В процессе выживания будут трансформироваться и ноутбуки. "Мы предполагаем, что ноутбуки останутся, но некоторые из них будут менять свой облик, — говорит Алексей Чебатко, директор по маркетингу компании Wexler (производитель планшетов и смартфонов). — Например, часть ноутбуков обзаведется отстегивающейся клавиатурой, двойной загрузкой вроде Windows/Android, а возможно, еще и ChromeOS, и будет представлять собой нечто среднее между ноутбуком и планшетом".  

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments