В условиях ценового демпинга из-за высокой конкуренции системы денежных переводов ищут новые решения. Обосновавшись в салонах сотовой связи, особо предприимчивые игроки направились туда, где нет конкурентов,— в аптеки. Впрочем, финансовый эффект от такого сотрудничества, по мнению экспертов, вряд ли будет ощутимым — оборот в торговых сетях, за исключением сотовых ритейлеров, близок к нулю.
Как стало известно "Ъ", "Юнистрим" к концу года планирует запустить сервис денежных переводов в сети аптек "36,6". "В течение нескольких месяцев должна быть завершена интеграция необходимого программного обеспечения во всей сети аптек",— рассказал источник Ъ", знакомый с ходом переговоров. Сеть "36,6" — один из крупнейших аптечных ритейлеров на российском рынке, на конец первого полугодия включавшая 935 торговых точек. В "Юнистриме" и "36,6" планы о сотрудничестве подтвердили. Мы рассчитываем запустить этот сервис в ближайшие несколько месяцев, сообщили в пресс-службе "Юнистрима". "С помощью такого проекта мы намерены увеличить клиентский поток, предложив дополнительную услугу",— отметили в "36,6".
В условиях усиливающейся конкуренции на рынке денежных переводов такой шаг логичен, считают эксперты. Несмотря на активный рост рынка денежных переводов (по данным ЦБ, в первом полугодии объем переводов физических лиц из России через системы денежных переводов составил $8,5 млрд, что на 16,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года), доходность этого бизнеса падает. По оценкам экспертов, снижение средней комиссии за перевод за последний год составило 10-25%. "В условиях ценовой конкуренции системы пытались нарастить объем операций за счет вхождения в ритейловые сети,— отмечает зампред правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко.— Но до сих пор услуги денежных переводов были представлены в основном в салонах связи и бытовой техники".
Впрочем, несмотря на расширение географии присутствия за счет вхождения "Юнистрима" в "36,3", эффект от такого сотрудничества эксперты оценить не берутся. По словам председателя комитета по платежным системам и банковским инструментам НАУЭТ Бориса Кима, с технической точки зрения для такого проекта потребуется лишь интеграция кассового оборудования. "Однако финансовые услуги в аптеках не являются традиционными; как правило, они ограничиваются установленными в них банкоматами и терминалами,— рассуждает господин Ким.— Если появление услуг денежных переводов в салонах сотовой связи, рассчитанных в том числе и на осуществление платежей, выглядит логичным, то в аптеках кажется экзотикой".
По оценкам гендиректора агентства "PR Partner" Инны Алексеевой, затраты на маркетинг по продвижению услуг переводов "Юнистрима" в аптеках могут составить до 5 млн руб. (сопоставимую сумму заплатила за рекламу своих переводов в отделениях "Почты России" Western Union). Затраты на оборудование одного рабочего места в аптеке для осуществления переводов составят еще от $500 до $1000, добавляет Борис Ким. Однако окупаемость этих вложений — большой вопрос. "Основной проблемой оказания услуг переводов в торговых сетях, за исключением сотовых ритейлеров, является привлечение клиентов,— говорит председатель совета директоров "Золотой короны" Николай Смирнов.— В начале года мы вошли на автозаправки ТНК-BP, однако пока не смогли продвинуть услугу переводов среди автомобилистов, которые стремятся провести там минимальное количество времени. Оборот в таких точках несущественный". "Аптеки — не самое приятное место времяпрепровождения, как правило, люди идут туда в экстренных случаях и не вспоминают о финансовых потребностях",— добавляет госпожа Алексеева. По словам господина Смирнова, 75% оборота систем денежных переводов обеспечивается через банковские отделения и почти 25% приходится на салоны сотовой связи, доля других ритейлеров пока ничтожно мала.