В первом квартале 2016 года смартфоны с поддержкой 4G (LTE) впервые стали основным генератором выручки для мобильных ритейлеров в Черноземье. 69% доходов рынку гаджетов, по оценкам "Евросети", принесла реализация смартфонов с поддержкой четвертого поколения связи. МТС говорят о 63%, в "МегаФоне" заявляют о "взрывном росте продаж" устройств с 4G в собственной рознице. Эксперты ожидают продолжения роста, но и скорого снижения его темпов.
О том, что выручка от продажи 4G-устройств впервые превысила 50% от общих доходов, "Коммерсанту" заявили представители большинства крупнейших мобильных ритейлеров Черноземья. В салонах МТС в общем объеме продаж смартфонов доля LTE-устройств в первом квартале по сравнению с четвертым кварталом 2015-го выросла вдвое, достигнув 42%, констатируют в компании. Такие результаты в МТС объясняют реализацией стратегии по повышению доступности мобильного интернета и современных гаджетов. Речь идет о снижении цен на смартфоны и предложении собственных бюджетных аппаратов (в феврале компания начала продавать 4G-устройства стоимостью от 6 тыс. руб.), развитии розничной сети и расширении территории покрытия сетей четвертого поколения: к примеру, число базовых станций 4G МТС в Воронежской области в 2015 году увеличилось в полтора раза (в это было вложено 500 млн руб.).
Регионом-лидером в Черноземье по росту спроса на 4G-смартфоны в МТС называют Воронежскую область: продажи в первом квартале 2016 года относительно аналогичного периода 2015-го в регионе выросли в салонах оператора более чем в четыре раза. В Липецкой области продажи увеличились в 3,8 раза, в Курской — в 3,6 раза. Чаще всего жители Черноземья отдавали предпочтения устройствам среднего ценового сегмента, подчеркивают в МТС: около 45% проданных в первом квартале 4G-смартфонов стоили от 5 до 10 тыс. руб. Еще 23% реализованных 4G-устройств пришлось на премиальный сегмент (более 15 тыс. руб.). Самыми продаваемыми стали устройства Samsung (56%) и Alcatel (18%).
В "МегаФоне" констатируют "взрывной рост продаж" мобильных устройств в собственной рознице, в том числе 4G-смартфонов, не называя при этом доли выручки от их реализации: "В первом квартале 2016 года продажи LTE-гаджетов увеличились в семь раз по сравнению с аналогичным периодом минувшего года. Сейчас 4G-смартфоны занимают 27% в общем объеме продаж мобильного оборудования в ритейле трех регионов — Белгородской, Липецкой и Тамбовской областей. С запуском сети 4G в Воронежской области в четвертом квартале ожидается новая волна потребительского спроса в салонах "МегаФона” на гаджеты с поддержкой LTE".
Доля выручки от LTE-гаджетов в целом по рынку макрорегиона, по оценке "Евросети", в первом квартале составила 69% при 38% за аналогичный период 2015 года, а в натуральном выражении объемы продаж таких устройств выросли до 41% с 14%. Как сказал "Коммерсанту" управляющий Центральным филиалом компании Артем Алякринский, "когда покрытие 4G достигло серьезных масштабов, люди стали больше выбирать именно смартфонов с LTE и готовы переплачивать. Технологичность — важный фактор для совершения покупки". По данным "Евросети", всего в первом квартале в Черноземье было реализовано 589 тыс. смартфонов (на 6% больше, чем за первые три месяца 2015-го), выручка от их продажи составила 6,2 млрд руб. (рост на 41%). Средняя цена выросла на 33%, до 10,5 тыс. руб.
Гендиректор ИАА TelecomDaily Денис Кусков отмечает, что стоимость 3G- и 4G-смартфонов выравнивается, в том числе и благодаря субсидиям операторов, поэтому модели с поддержкой сетей четвертого поколения пользуются популярностью. "Можно предположить, что доля выручки ритейлеров от продажи 4G-гаджетов будет расти и дальше, но темпы этого роста замедлятся ввиду насыщения рынка и ограниченности покупательской способности населения", — отмечает эксперт.
"Рост продаж мобильных устройств в 2016 году сам по себе удивителен из-за снижения покупательской способности и роста цен из-за курсовой разницы, но выбор гаджетов с поддержкой 4G логичен, — отмечает редактор сайта "Воронеж. Телеком онлайн" Стас Дитятев. — При практически одинаковой стоимости 3G- и 4G-устройств абонент рассчитывает, что в сетях нового поколения он сможет получить более скоростной и качественный мобильный интернет — несмотря на то, что пока это далеко не всегда так".