"МегаФон" может поменять методику тарификации SMS-рассылок. Один из обсуждаемых вариантов — новая шкала будет ориентирована не на агрегаторов, а на конечных пользователей. С одной стороны, это позволит "разбить" сложившиеся за последний год альянсы агрегаторов, с другой — привести к очередному повышению цен на рассылки, как прошлой осенью, когда сотовые операторы начали бороться с SMS-спамом.
В ближайшее время "МегаФон" может объявить новую тарифную шкалу на SMS-рассылки, рассказали "Ъ" три участника рынка SMS-рассылок. По информации одного из них, теперь шкала будет ориентирована не на агрегаторов, а на конечных пользователей: будет уменьшен ее шаг, то есть заказчику SMS-рассылки будет выгоднее работать напрямую с оператором, чем через посредника. Агрегаторам будут предложены скидки за объем заказа, но они не будут касаться трансакционного трафика (информации от банков о совершенных платежах). В "МегаФоне" отказались комментировать "слухи и детали возможных изменений тарифов". По словам пресс-секретаря компании Олеси Яременко, компания "ведет постоянную работу над тарифами на услуги рекламных SMS-рассылок".
Осенью прошлого года "МегаФон", а вслед за ним "T2 РТК Холдинг" (бренд Tele2) и МТС в борьбе с SMS-спамом начали блокировать рассылки с коротких и буквенных номеров от отправителей, с которыми у них нет прямого договора. "То, что мы как компания, инвестирующая в развитие сетей передачи данных и построение инфраструктуры, которая позволяет абонентам контролировать поступающие сообщения, зачастую не имели договоров с лицами, осуществляющими рассылки и нарушающими при этом законодательство, абсолютно неправильно. Мы хотим, чтобы рынок мобильной рекламы и мобильного информирования был полностью прозрачным и цивилизованным",— рассказывал в интервью "Ъ" гендиректор "МегаФона" Иван Таврин. По его словам клиенты "МегаФона" получали около 2 млрд спам-сообщений, за два года этот показатель вырос в 1 тыс. раз.
В середине года были приняты поправки к закону "О связи", по которым практику прямых договоров агрегаторов с сотовыми операторами распространили на весь рынок. Заключая прямой договор с оператором, компании вынуждены соглашаться на его тарифы на рассылку, которые могут быть выше тех, которыми они пользовались раньше. Изменение цен привело к тому, что в ноябре—декабре 2013 года клиенты нескольких банков, в том числе крупных, перестали получать уведомляющие SMS.
Последний раз тарификацию рассылок "МегаФон" менял осенью 2013 года. Оператор закрыл услугу "Информ-рассылка" (позволяла рассылать SMS- и MMS-сообщения на мобильные номера клиентов и сотрудников Московского региона, России) для новых подключений и запустил вместо нее "Мобильную рекламу". Например, плата за отправку 3 тыс. SMS выросла с 2,4 тыс. до 2,85 тыс. руб. в месяц, за 10 тыс. сообщений — с 6 тыс. до 9 тыс. руб. Наименьшую стоимость можно было получить при покупке пакетов 10-150 млн SMS (стоимость одного SMS в них составляет 0,6-0,3 руб. соответственно). Это вынудило участников рынка SMS-рассылок объединяться, суммируя объемы отправляемых SMS при расчете с операторами. Как рассказывали недавно в Devino Telecom, на рынке сложились два альянса. Первый объединяет Devino Telecom, MFM Solutions, Mobi Service и Rapporto, второй — "СМС Траффик", "Связной Загрузка", i-Free.
Если "МегаФон" изменит шкалу, его примеру могут последовать МТС и "Вымпелком", считает один из собеседников "Ъ". Скорее всего, изменения приведут к повышению цен на рассылки для заказчика, ограничат в доходах и правах агрегаторов, считает он. "У крупных игроков фактически не будет возможности оптимизировать цену для своих партнеров за счет больших объемов",— указывает еще один игрок рынка. В первую очередь негативный эффект от повышения цен почувствуют банки. "Они могут ввести новый канал информирования клиентов: электронную почту или личный кабинет в интернете, что приведет к росту мошенничества — клиенты не смогут получать информацию оперативно, станет невозможно подтверждать платежи в интернете паролем, полученным по SMS",— утверждает один из SMS-агрегаторов.
По мнению гендиректора "СМС Траффика" Алексея Рытикова, ввод новой шкалы сделает ненужными альянсы, что хорошо, поскольку оздоровит конкурентную среду на рынке агрегации. "Но клиентам по-прежнему будет удобнее работать через агрегаторов, поскольку мы осуществляем необходимый уровень техподдержки, премодерацию трафика. Вряд ли операторы будут делать то же — этот сервис не является приоритетным для них",— говорит он. Гендиректор "Связной Загрузка" Дарья Лялина прогнозирует "значительные изменения и цен на SMS-рассылки, и схемы работы в ближайшее время", оговариваясь, что никаких официальных уведомлений компания пока не получала.