Мировой гигант рынка безалкогольных напитков PepsiCo решилась на нестандартный для себя ход. PepsiCo не только не собирается отказываться от винодельческого направления приобретенной ею компании "Сандора", но и объявила вчера о начале выпуска новых видов дешевого вина. Эксперты считают это решение разумным – бизнес имеет высокую рентабельность, а имиджевые риски минимальны.
Когда в 2007 году компания PepsiCo приобрела лидера сокового рынка "Сандору", она заодно стала и владельцем принадлежавшего украинской компании бизнеса по розливу вина в картонную упаковку. Это направление "Сандора" начала развивать еще в 1996 году. К настоящему времени она выпускает вина линеек "Святкова коллекция" и "Золота Ольвия" в низком ценовом сегменте (порядка 12 грн/л). По данным участников рынка, доля вин "Сандоры" на украинском рынке вина в 2008 году составила 6,5%, весь рынок – около 20,14 млн дал.
Вчера пресс-служба PepsiCo сообщила, что компания выводит на рынок два новых вида вина линейки "Святкова коллекция" – полусладкое белое "Тамянка" и полусладкое красное "Кадарка". "Вывод новых вкусов вина – первое нововведение, сделанное PepsiCo после покупки ‘Сандоры’ в этом направлении. Оно свидетельствует о намерении компании серьезно его развивать",– говорит начальник отдела по связям с общественностью "Сандоры" Валерия Трифонова.
По словам источника Ъ в PepsiCo, изначально компания рассматривала вариант продажи винного бизнеса и даже объявила цену – $15 млн. "Мы не отказались от этой идеи, но не хотим отдавать его за бесценок",– сказал собеседник Ъ. Однако найти покупателя для винного бизнеса "Сандоры" в Украине оказалось непросто. "Вина компании представлены только в низком ценовом сегменте, где они продаются за счет цены, а не за счет известности торговых марок",– отмечает директор по маркетингу группы компаний "Союз-Виктан" Василий Профир. Кроме того, по его словам, отечественные виноделы активно лоббируют введение минимальных цен на вино, а также повышение акцизного сбора на крепленые вина – принятие этих инициатив сделает бизнес по производству вина в картонной упаковке невыгодным, цены этой продукции не будут сильно отличаться от цен продукции в стекле.
С другой стороны, отказываться от этого направления для компании нецелесообразно. По словам Валерии Трифоновой, производство вина в картонной упаковке – высокомаржинальный бизнес. Маржа, по словам участников рынка, достигает 25-30%, а затрат на продвижение продукции не требуется. Кроме того, эксперты ожидают, что в ближайшее время производить вино в картонной упаковке будет выгоднее, чем в стекле, и на него будут переходить другие производители продукта."В связи с ростом цен на газ стоимость стеклянной бутылки скоро достигнет 2 грн, а картонной упаковки – сохранится на нынешнем уровне – 1,2-1,3 грн",– говорит руководитель по развитию бизнеса торгового дома "Котнар" Андрей Сологуб. "Из-за снижения платежеспособности населения в связи с кризисом рыночная доля более дешевого вина в картонной упаковке будет динамично расти",– добавляет директор по маркетингу "Национальных алкогольных традиций" Дмитрий Самсоненко. Сейчас, по данным участников рынка, она составляет около 30%.
Решение "Сандоры", конечно же, может дать повод критики – нигде, кроме Украины, PepsiCo не ассоциируется с алкогольной продукцией. А в компании Coca-Cola, основном конкуренте PepsiCo, вчера подчеркнули, что не производят алкогольные напитки и в ближайшее время не намерены этого делать. "Это не соответствует нашей стратегии, которая заключается в предоставлении потребителю самого широкого ассортимента именно безалкогольных напитков",– сказал Ъ пресс-секретарь представительства Coca-Cola в России, Украине и Белоруссии Владимир Кравцов.
Впрочем, по словам управляющего партнера компании BrainsUP Антона Щеткина, отчасти риски PepsiCo могут нивелироваться тем, что потребитель, как правило, ориентируется на бренды, а не на компании: "К примеру, более трех четвертей потребителей не знают, что торговые марки стирального порошка Tide и Ariel выпускаются одной компанией Procter & Gamble".