К своему 50-летнему юбилею безрецептурный хит препарат но-шпа подошел с внушительными результатами: сегодня этот бренд входит в десятку самых востребованных в России лекарственных препаратов.
Нет спазма
Созданный еще в 60-х годах прошлого века, фармацевтический болеутоляющий препарат но-шпа до сих пор остается одним из самых известных и коммерчески успешных лекарств в мире. В начале 1960-х годов наиболее популярным болеутоляющим лекарством считался папаверин. К этому времени этот спазмолитик был знаком фармакологам венгерского завода "Хиноин" уже около 100 лет.
В 1961 году ученые этого завода Золтан Мешарос и Петер Шентмиклоси, проводя с папаверином исследования и различные тесты, обнаружили вещество, намного превосходящее его по силе воздействия и продолжительности спазмолитического эффекта. Полученное соединение получило название дротаверин, оно впоследствии и стало основным компонентом нового миотропного спазмолитика широкого действия no-spa, что в переводе с латинского означает "нет спазма".
Действующим веществом препарата но-шпа является спазмолитик дротаверин, активно и эффективно действующий на гладкие мышцы. Этот препарат применяется для устранения или предотвращения спазмов гладких мышц различных органов — желудочно-кишечного тракта, желчевыводящих путей, мочеполовой системы, женских половых органов.
В отличие от многих обезболивающих препаратов, но-шпа воздействует именно на ферменты, влияющие на расслабление гладких мышц. Тем самым спазм, являющийся причиной боли, снимается. Кроме того, исследованиями было доказано как быстродействие препарата — через 12 минут после приема, так и быстрое его выведение из организма: за 72 часа выводится практически полностью. При этом не менее важным показателем препарата является его безопасность. Клинически доказано, что частота побочных явлений при приеме но-шпы составляет менее 1% за период ее применения с 1964 года. Это один из лучших на сегодняшний день показателей среди лекарственных препаратов группы спазмолитиков.
Уже в 1962 году этот препарат был запатентован и сразу же появился на мировом рынке. В 1970 году ученые, открывшие дротаверин, получили государственную премию. С начала 1960-х но-шпа появилась в СССР.
После своего выхода на внешний рынок новое лекарство но-шпа стало настолько востребованным в Советском Союзе и в бывших странах соцлагеря, что его репутация сравнивалась только с репутацией аспирина в западных странах. В некоторые периоды препарат производился в форме таблеток или раствора во флаконах три смены в день семь дней в неделю.
В новой России но-шпа входит в десятку самых востребованных на нашем рынке лекарственных препаратов. И продажи растут по несколько процентов в год.
Аптечный киоск Европы
Открытие, состоявшееся именно на заводе "Хиноин", вряд ли можно назвать случайным, поскольку это фармацевтическое предприятие на тот момент было одним из авторитетнейших в мире и имело достаточно богатый опыт подобных исследований. Когда два доктора — Эмиль Вольф и Дердь Керести — основали в 1910 году свою фирму, они не подозревали, что их небольшая лаборатория по производству лекарств может вырасти до одного из лидеров мировой фарминдустрии. Через несколько лет товарищество "АЛКА Кемикал Фактори оф Др Керешти и Др Вольф кемикл энджиниэз энд Ко" было переименовано в "Хиноин": предполагалось, что предприятие будет производить лекарство с содержанием хинина. Однако маленькую лабораторию ждала другая судьба. Всего через несколько лет "Хиноин" стал первой в стране фармацевтической компанией, которая начала использовать современный для того времени химический синтез.
Поэтому неудивительно, что вскоре продукция завода "Хиноин" стала известна во всем мире. Например, самый старый венгерский препарат новатропин, открытие которого пришлось на период между 1913 и 1916 годами, производился уже путем химического синтеза и был впоследствии зарегистрирован в США. До 1918 года в Венгрии была разработана первая фармацевтическая технология с использованием высокого давления, применяемая затем при производстве салициловой кислоты (действующее вещество аспирина). В 1928 году компанией "Хиноин" из поджелудочной железы свиньи был впервые произведен инсулин, наиболее важное действующее вещество препаратов для лечения сахарного диабета. Вплоть до 1940 года компания "Хиноин" занимала второе место среди крупнейших экспортеров Венгрии и экспортировала 65% своей продукции. Более того, в 1940 году компания вышла на мировой фармрынок с антибактериальным порошком ультрасептил, который был признан лучшим в своем виде препаратов, и этот порошок начал активно закупаться практически всеми странами, участвовавшими в войне, в том числе Германией, Великобританией, США и СССР, для своих армий. А после войны, начиная с 1950 года, венгерскую фармацевтическую промышленность можно было назвать аптечным киоском Европы, поскольку она снабжала фармацевтикой и агрохимией все страны Совета экономической взаимопомощи.
Успех венгерского предприятия "Хиноин" на мировом фармацевтическом рынке в 1960-1980-е годы можно назвать уникальным явлением.
Первые 40% акций венгерской компании "Хиноин" приобрела французская "Санофи", одна из крупнейших фармацевтических компаний на мировом рынке, в 1991 году в ходе первой фазы приватизации венгерского предприятия. Всего через несколько лет, продолжая свое развитие, компания "Санофи-Хиноин" стала номером один в Венгрии и первой среди стран Центральной и Восточной Европы, получившей международный сертификат качества ISO 9001. Сегодня фармацевтическая компания "Санофи" представлена более чем в 110 странах мира и насчитывает около 120 тыс. сотрудников.
Соответственно, купив венгерский завод, компания "Санофи" стала владельцем и патентованных лекарств, производимых компанией "Хиноин". А вместе с брендом но-шпа новый собственник получил и серьезный кусок российского рынка. По разным оценкам, продажа но-шпы в России (одного из самых популярных лекарств на российском рынке) приносит компании около 10% всех российских доходов.
Рекламотерапия
В случае с но-шпой ситуация сложилась таким образом, что перед маркетологами стоит задача доказать, что этот препарат хоть и существует уже 50 лет, в свои годы остается лучшим терапевтическим решением согласно показаниям в инструкции. Специалисты говорят, что сегодня на лекарственном рынке наступило время препаратов-специалистов и у но-шпы появились более специализированные конкуренты. На этом фоне важно понимать, что но-шпа — это и есть препарат-специалист.
Российский рынок лекарств — один из самых динамичных в мире. В докризисные годы он рос в среднем на 32% в год, в то время как динамика продаж в Европе была близка к нулевой, а в Японии — всего около 2-3%. Даже после кризиса, в 2011 году, фармрынок России занимал восьмое место среди крупнейших рынков лекарств по объемам потребления и третье место — по темпам роста.
Уникальность рынка с точки зрения рыночных перспектив для фармацевтики обусловлена в основном социальными факторами. Более 70% россиян уверены, что сами способны выбрать правильную таблетку. В том числе и безотказную безрецептурную но-шпу.
После разработки препарата но-шпа было произведено 200 млрд таблеток, что соответствует примерно 2 млрд упаковок. А если все проданные в мире таблетки но-шпа выложить в цепочку, то ею можно опоясать земной шар пять раз. И, похоже, сворачивать опоясывание планеты производитель пока не собирается: только за последние лет десять количество стран, в которых был зарегистрирован препарат под брендом но-шпа, достигло 50.