Набрать линейный персонал в розничную компанию стало проще, а управленцев – сложнее. «Агентство Контакт» выяснило, как влияют общеэкономические реалии на ситуацию с подбором линейного персонала и менеджерского звена в розничных сетях, как изменились показатели текучести кадров, нарушения трудовой дисциплины и воровства, какие внедрены изменения в материальную мотивацию продавцов и в методику удержания.
Компания провела опрос, в котором приняли участие HR-представители 23 розничных сетей России.
По мнению опрошенных, подбор линейного персонала упростился. Об этом говорят 59% респондентов. Во многом это связано с тем, что, с одной стороны, кандидаты быстрее соглашаются на предлагаемые условия труда, с другой стороны, наблюдается отток линейного персонала из других отраслей, которые кризис затронул более существенно.
Ситуация с подбором менеджерского звена осталась без изменений. Так считает половина респондентов. 32% опрошенных рассказали, что стало проще подбирать специалистов менеджерского звена, а 14% признают, что стало сложнее. Для 4% неактуален подбор менеджеров, т.к. заморожен реркутинг по данным позициям. Эксперты также отмечают, что поток входящих резюме увеличился, но понизилось качество кандидатов на открытом рынке. Специалисты высокого уровня по-прежнему малодоступны и стоят дорого.
Кризис благотворно повлиял на показатели текучести персонала – 73% опрошенных утверждают о снижении данного показателя. Практически остановился рост текучести персонала, а у 23% опрошенных в компаниях «текучка» совсем остановилась.
76% респондентов говорят, что проблема текучести сегодня все еще в большей степени касается линейного персонала, 14% опрошенных считают, что менеджеров среднего звена. Для 5% опрошенных, это проблема касается менеджеров высшего звена.
Несмотря на ухудшение условий труда во многих розничных компаниях (уменьшение фиксированной части зарплаты или полное отсутствие оной для продавцов и т.д.), число случаев нарушения трудовой дисциплины и воровства осталось на прежнем уровне – об этом сообщают 68% респондентов. У 18% опрошенных данный показатель увеличился и лишь у 9% — уменьшился. 5% опрошенных – стали более жестко контролировать эти процессы.
Сегодня в большинстве розничных компаниях снижена фиксированная часть зарплаты у продавцов (25% опрошенных компаний), в некоторых сетях вовсе убрали фиксированную часть, оставив только проценты от продаж. 33% опрошенных увеличили бонусную часть, а 25% опрошенных компаний оставили материальную мотивацию продавцов без изменений. Также респонденты рассказали о том, что сократились премиальные выплаты и годовая премия, соцпакет, а вместо бонусов в зависимости от KPI введен процент от продаж.
Что касается методик удержания сотрудников, то 29% респондентов говорят об усилении роли внутренних коммуникаций: сотрудники хотят обладать всей полнотой информации, понимать, что происходит с компанией, куда она движется и что их ждет в будущем. 23% респондентов утверждают, что методика удержания в их в компании осталась без изменений (в компании стоят более серьезные задачи, например, оптимизация бизнес-процессов и затрат). 15% компаний сообщают об изменении материальной мотивации в целях удержания сотрудников, такой же процент компаний изменили соцпакет (убрали льготы, ДМС). 12% — внесли изменения в нематериальную мотивацию сотрудников (например, делают акцент на улучшении условий труда).
Во многих компаниях розничного сектора оптимизировали заработные платы специалистов путем сокращения бонусов, во всех остальных – снизили зарплаты на 10-30% в зависимости от сектора розницы. В большей степени кризис затронул сети с luxury продукцией, бытовой техникой, мобильными телефонами, одеждой, спортивными товарами, DIY. В меньшей степени кризис затронул продуктовые сети, обувные и сети по продаже газет и журналов.
Таблица зарплат
Позиция
|
Минимальная зарплата (рубли, гросс)
|
Максимальная зарплата
(рубли, гросс)
|
Руководители высшего звена
|
||
Генеральный директор
|
400 000
|
1 500 000
|
Коммерческий директор
|
180 000
|
500 000
|
Финансовый директор
|
160 000
|
500 000
|
Директор по маркетингу
|
150 000
|
500 000
|
Директор по персоналу
|
120 000
|
450 000
|
Руководители среднего звена
|
||
Управляющий розничной сетью
|
130 000
|
350 000
|
Директор гипермаркета
|
180 000
|
270 000
|
Руководитель производства
|
210 000
|
300 000
|
Руководитель отдела закупок
|
120 000
|
300 000
|
Бренд менеджер
|
90 000
|
250 000
|
Директор юридического отдела
|
120 000
|
350 000
|
Директор по логистике
|
120 000
|
400 000
|
Руководитель отдела МСФО
|
150 000
|
250 000
|
Отраслевые и уникальные специалисты
|
||
Менеджер по продукту
|
50 000
|
150 000
|
Директор супермаркета
|
50 000
|
220 000
|
Директор магазина
|
30 000
|
100 000
|
Категорийный менеджер
|
65 000
|
250 000
|
Мерчендайзер
|
15 000
|
60 000
|
Источник: «Агентство Контакт»