Грузовики весом больше 12 т смогут передвигаться по дорогам федерального, регионального, межмуниципального и местного значения в Московской области только за плату. Федеральный закон, обязывающий 12-тонники платить за проезд по трассам федерального значения, вступит в силу 1 ноября 2014 года. Власти Подмосковья опасаются, что это правило заставит водителей большегрузов чаще пользоваться "маленькими" дорогами и пробки переместятся туда. Мособлдума подготовила поправки в федеральное законодательство, в соответствии с которыми бесплатных дорог для фур в области вовсе не останется.
Cогласно федеральному закону № 257 "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации", 12-тонники могут ездить по федеральным трассам "при условии внесения платы в счет возмещения вреда", который они причиняют этим дорогам. Согласно постановлению федерального правительства от 14 июня 2013 года, каждый километр пройденного пути будет стоить большегрузам 3,5 рубля.
В пояснительной записке к законопроекту Мособлдумы (есть в распоряжении "Известий") сказано, что, если брать плату за проезд только по федеральным трассам, это "увеличит нагрузку на дороги регионального или межмуниципального, местного значения". "В целях экономии денежных средств" водители большегрузов станут "использовать альтернативные пути следования". Поэтому Мособлдума предлагает сделать платными для фур все дороги. При этом деньги за проезд по федеральным дорогам будут поступать в федеральный бюджет, по региональным или межмуниципальным — в бюджет субъекта РФ, по местным — в местный бюджет. Размер платы, согласно проекту, устанавливают разные уровни власти — федеральное правительство, власти субъекта РФ или органы местного самоуправления.
Для того чтобы система начала работать, в кабине каждого грузовика должен быть установлен датчик GPS/ГЛОНАСС. Владельцу грузовика нужно будет зарегистрироваться в системе, положить деньги на специальный счет, для того чтобы они списывались по мере движения. Федеральное законодательство предполагает, что владельцы фур, которые не выполнят все требования, должны будут заплатить штраф от 5 тыс. до 1 млн рублей. Как говорится в проекте Мосгордумы, наказание за "неправильный" проезд по региональным и местных дорогам будет аналогичным.
Сейчас в Госдуме уже есть два похожих законопроекта, разработанных парламентами Калужской и Оренбургской областей. При этом подмосковный документ более подробный.
Вместе с тем подмосковное правительство вводит еще одно ограничение для фур. Как и Москва, область рассматривает возможность закрыть для большегрузов свои дороги — регионального и местного значения — в дневное время, с 6.00 до 22.00. Соответствующий проект постановления Главное управление дорожного хозяйства Подмосковья разработало в конце 2013 года, однако документ еще не принят.
Член комитета Мособлдумы по вопросам транспортной инфраструктуры Александр Двойных отметил, что деньги, которые большегрузы заплатят за проезд по федеральным трассам, пойдут в федеральный дорожный фонд. Правительство сможет потратить их на строительство и реконструкцию дорог, при этом деньги не будут привязаны к тому региону, откуда они поступили. По словам Александра Двойных, поправки к закону позволят оставить часть денег, которые заплатили большегрузы, именно там, где и был нанесен ущерб.
— Поправки делают законодательство более справедливым, — сказал депутат. — Дороги строятся на деньги налогоплательщиков, а разбиваются в основном крупногабаритным транспортом. При этом в Подмосковье этот транспорт в основном проходит транзитом, и плата за это никакая не взимается.
По его мнению, для фур нужно установить одну и ту же плату за проезд по дорогам любого уровня. Иначе, как отметил депутат, перевозчикам будет выгодно выбирать более дешевые дороги.
По словам председателя центрального совета Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александра Котова, фуры и так "растоптали" региональные дороги Подмосковья, после того как Москва в 2013 году закрыла для них МКАД в дневное время.
— В Подмосковье есть огромные стоянки для фур, которые могут там дождаться вечера, когда МКАД откроют, но днем там стоит по две машины, — отметил Александр Котов. — Все остальные "ходят лисьими тропами", как это называется на нашем сленге, то есть по "маленьким" дорогам.
По словам эксперта, компании, которые заказывают и осуществляют перевозки, переложат свои новые расходы на налогоплательщиков.
— Если плата составит 3,5 рубля за км, это можно сравнить с 10-процентным подорожанием цен на топливо, — сказал Александр Котов. — Если машина везет оргтехнику, то это мало скажется на ее конечной стоимости, потому что сама техника дорогая. А если машина везет хлеб или молоко, удорожание может быть существенным.
Он не исключил, что, если перевозчиков заставят платить за проезд по всем дорогам, они будут протестовать.
— Они и так платят транспортный налог и акциз, который входит в стоимость топлива, — пояснил Александр Котов. — Если члены профсоюза попросят нас перекрыть федеральные трассы, мы это сделаем.