Вступил в силу Третий антимонопольный пакет поправок. Он уточняет госрегулирование в сфере товарных рынков для естественных монополий, а также в области контроля над иностранными инвестициями. Третий антимонопольный пакет вносит изменения в федеральный закон "О защите конкуренции" и в отдельные законодательные акты РФ.
Документ был принят Госдумой 22 ноября и одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 года. Президент РФ Дмитрий Медведев подписал его 5 декабря. Завтра начнут действовать изменения в Кодекс об административных правонарушениях, связанные с этим пакетом.
Третий антимонопольный пакет вводит понятие хозяйствующего субъекта и оговаривает условия его действий в рамках антимонопольного законодательства. В частности, уточняются возможные согласованные действия хозяйствующих субъектов, способные нанести вред конкуренции.
Также документ уточняет критерии того, как определить монопольно высокую цену товара. Согласно внесенным изменениям, цена товара не признается монопольно высокой в случае, если она установлена на бирже. При этом есть обязательное условие: участник торгов должен предоставить бирже список аффилированных лиц, а их действия не должны относиться к манипулированию рынком, передает информационное агентство РБК.
Не признаются монопольно высокими и цены, установленные с учетом особенностей формирования стартовой цены при продаже товара на бирже и согласованные с антимонопольным органом. Также могут учитываться биржевые и внебиржевые индикаторы цен, установленные на мировых рынках аналогичных товаров.
Кроме того, отдельные нормы закона дополняют действующее законодательство в части заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. Оговариваются условия и требования при проведении конкурсов и аукционов на предоставление в аренду или безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества, предусматриваются обязательные требования при заключении договоров аренды.
Зарубежным компаниям, находящимся под контролем россиян, теперь не надо будет получать добро правительственной комиссии на покупку стратегических активов в РФ. Эта новация из поправок в законодательство об иностранных инвестициях. А настоящим иностранцам теперь нужно одобрение комиссии на покупку более 25% акций компаний, работающих в сфере недропользования. Раньше разрешение требовалось на приобретение всего лишь 10% акций добывающих предприятий, сообщает РИА Новости.
Поправки рассматривают применение закона в сфере естественных монополий. Так, правительству РФ предоставляется право установления правил недискриминационного доступа на товарные рынки и к объектам инфраструктуры, используемым субъектами естественных монополий.
Закон запрещает злоупотреблять доминирующим положением на рынке электроэнергии, предусматривает распространение антимонопольных требований к торгам на запрос котировок, уточняет условия рассмотрения жалоб на нарушение антимонопольного законодательства и основания для направления предостережений.
Впервые в законодательстве появится определение "картель", под которым будет пониматься незаконное соглашение между конкурентами на рынке. Картель, согласно данному в законе определению, нацелен на поддержку завышенных цен путем раздела рынка, создания искусственного дефицита и бойкота ряда покупателей.
Кроме того, изменения вносятся в Кодекс об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. В частности, законом предусматривается административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства, результатом которого является устранение или ограничение конкуренции.
Такое нарушение со стороны должностных лиц влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб., либо дисквалификацию сроком до трех лет; на юридических лиц – от 1/100 до 15/100 размера выручки правонарушителя, но не менее 100 тыс. руб. Если же правонарушение совершено на рынке товаров и услуг, цены и тарифы на которые регулируются законодательством РФ, то штраф за такое преступление будет составлять от 0,003 до 0,03 размера выручки правонарушителя.