Пока Гринпис атакует «Пятерочку», устанавливая гигантские пакеты с пакетами, мы решили изучить, какие экологические программы работают у ритейлеров, и чем отличаются российский и западный подходы к защите окружающей среды.
В середине апреля российский Гринпис установил перед офисом X5 Retail Group в Москве двухметровый полиэтиленовый мешок, заполненный использованными пакетами из магазинов, принадлежащих ритейлеру. В экологической организации пояснили, что таким образом «наградили» X5 антипремией за наибольший вклад в загрязнение России пластиковыми пакетами.
Чуть раньше активисты Гринписа разместили возле одной из «Пятёрочек» биллборды с надписями «Миллиарды ваших пакетов отравляют природу», «А вы до сих пор бездействуете?», «Как же так, Пятёрочка?». «Мы считаем, что Х5 Retail Group должен взять на себя ответственность за будущее продаваемой упаковки и отказаться от одноразовых пакетов» — прокомментировал акцию представитель Гринпис Дмитрий Артамонов.
Проблема влияния розничной торговли на состояние окружающей среды стоит достаточно остро. Ритейл — активно развивающаяся отрасль, которая не только создает массу рабочих мест, но и наносит существенный ущерб экологии. Это и высокое энергопотребление, и большое количество отходов, и автомобильные выхлопы при транспортировке грузов.
С претензиями со стороны природоохранных организаций регулярно сталкиваются крупные мировые продавцы – как офлайн, так и онлайн. Например, исследуя влияние на экологию «облачных» систем, Гринпис и пришел к выводу, что сервисы Amazon – одни из самых «грязных» в отрасли.
Дело в том, что на долю подобных центров обработки данных приходится значительная часть углеродного загрязнения атмосферы. Стоит отметить, что большинство крупных онлайн-магазинов переходит на использование «облачных» технологий. Вместе с ростом числа постоянно работающих гаджетов растет и количество потребляемой «облачными» сервисами электроэнергии.
Западный опыт
В 2009 году в Европе начала работать «Программа экологических мер ритейлера» (REAP). В рамках программы крупнейшие розничные сети подписали бизнес-кодекс, в котором добровольно приняли на себя обязательства по уменьшению негативного влияния на окружающую среду. В частности, снижать потребление бумаги, воды, энергии, сокращать выбросы парниковых газов.
Благодаря участию в программе, британская сеть Tesco объявила о полном переходе своего распределительного центра в городе Уиднес на электроэнергию, вырабатываемую при помощи пищевых отходов. А Marks & Spencer сократил количество используемой упаковки и повысил энергоэффективность магазинов.
«Международные компании из сферы ритейла в части защиты окружающей среды продвинулись чуть дальше российских, – считает Игорь Коротецкий, руководитель группы по оказанию услуг в области корпоративного управления и устойчивого развития компании KPMG в России и СНГ. – Это обусловлено более сильным давлением со стороны заинтересованных сторон: покупателей, местных сообществ и государственных органов. Наше недавнее исследование показало, что лидеров отрасли с точки зрения охраны окружающей среды волнуют вопросы выбросов парниковых газов, управления отходами и опасными материалами, управления потреблением водных ресурсов и сточными водами, а также вопросы энергоменеджмента».
Среди основных мероприятий, которые проводят западные ритейлеры, спикер отмечает:
• Поддержку инноваций, сокращающих количество отходов;
• Поддержку поставщиков продукции, подходящей для повторного использования и переработки;
• Меры, направленные на снижение количества отходов и повторное использование материалов;
• Образование потребителей и ответственный выбор продуктов;
• Инструменты и программы для клиентов, позволяющие повысить ценность товаров;
• Просвещение и развитие инфраструктуры переработки отходов.
В основе лежит идея перехода к круговой экономике, когда в повторное использование вовлекается максимальное число продукции.
К примеру, компания Kingfisher (владелец сетей B&Q, Castorama, Brico Depot и др.) активно работает над тем, чтобы ее деятельность отвечала принципам круговой экономики, ─ продолжает Игорь Коротецкий. Новые стандарты разработки продукции, имеющей замкнутый жизненный цикл, помогают дизайнерам, разработчикам и поставщикам внедрить принципы круговой экономики в производство и цепочки поставок. К 2020 году Kingfisher планирует, что иметь замкнутый жизненный цикл будет 1000 их товаров, а к 2050 – вся продукция компании.
В IKEA создана система ответственных товаров – используется оценка в баллах, позволяющая оценить уровень соответствия продукции 11 специально разработанным критериям. В систему заложен учет принципов «устойчивости» товара на протяжении всего жизненного цикла.
Walmart реализует принцип экономики замкнутого цикла за счет возвращения отходов обратно в технологический процесс изготовления товаров. В 2013 году была запущена программа, в рамках которой покупатели могли вернуть использованные цветочные горшки и поддоны обратно в магазины. Сейчас программа действует в более чем 700 магазинах Walmart.
А как у нас?
«В России внедряются отдельные инициативы — например, биоразлагаемые пакеты, раздельный сбор мусора – отмечает Игорь Коротецкий, KPMG. – Также можно встретить хорошие примеры у российских ритейлеров с глобальным присутствием. Например, H&M запустила глобальную программу, в том числе и в России, по сбору одежды для сокращения количества текстильных отходов. Покупатели могут принести в магазин старую одежду, а компания использует ее в процессе создания новой. Мы прогнозируем в ближайшем будущем появление системных инициатив в данном секторе».
Менее оптимистично настроен Алексей Киселёв, руководитель токсического отдела Гринпис России: «На наш взгляд адекватных экологических программ у российской розницы нет. Хотя изменения видны: толерантность кассиров «Пятерочек» к людям, которые взвешивают на кассе овощи без пакетов, или спокойное отношение «Ашан» к тем, кто использует свои многоразовые емкости в развесных отделах. Но пока это все единичные явления, которые необходимо сделать правилом».
За последние месяцы несколько крупных сетей отказались от бесплатных пластиковых пакетов. Сначала об инициативе сообщили ритейлеры Spar, «ВкусВилл», «Ашан», затем – «Азбука Вкуса». «Мы видим свою задачу в том, чтобы рассказать клиентам, как сделать потребление более безопасным для природы, и дать им возможность при каждой покупке сделать выбор в пользу экологичных вариантов упаковки» – прокомментировал Максим Кощеенко, председатель совета директоров «Азбуки Вкуса».
Также российские ритейлеры участвуют в программах утилизации бытовых отходов. Например, на базе магазинов сети «Позитроника» открываются пункты по сбору макулатуры и использованных элементов питания (аккумуляторов и батареек). Ежегодно компания проводит акцию «Утилизация», меняя старую технику на новую. «Электронные отходы относятся к наиболее опасным для здоровья видам твердых коммунальных отходов, – прокомментировали в пресс-службе сети, – поэтому стараемся проводить акции на федеральном уровне».
«Можно предположить, что инициативы «ВкусВилл» или «Азбуки Вкуса» трансформируются в реальную экологическую дорожную карту российской розницы, но пока об этом говорить рано, – полагает Алексей Киселёв, Гринпис. – На Западе все происходит быстрее. «Теско» вводит свою многоразовую сумку, которая выполняет роль дисконтной карты, «Таргет» дает скидку каждый раз, когда покупатель отказывается от пакета. Ведущий британский супермаркет замороженных продуктов Iceland станет первым ритейлером в Англии, который перестанет использовать для упаковки продуктов любые виды пластика, или немецкий ReWe, который владеет нашей «Биллой», полностью отказывается от одноразовых пакетов на кассах».
Что делать с пакетами?
По мнению Гринпис, в российской рознице нужно внедрить следующую схему. На первом этапе оставлять одноразовые пластиковые пакеты, но вводить за них плату и расширять ассортимент многоразовых. Здесь следует выстроить план поэтапного увеличения стоимости одноразовых пакетов с активной долгосрочной информационной кампанией по переходу на многоразовые сумки.
В качестве временной переходной меры одноразовые пластиковые пакеты можно заменить на одноразовые бумажные, обеспечив при этом открытость информации о происхождении сырья, из которого они произведены. Нельзя допустить продажу бумажных пакетов, произведенных из древесины малонарушенных лесных территорий и лесов высокой природоохранной ценности – подчеркивают в организации. Бумажные пакеты должны хотя бы на 30% состоять из макулатуры.
В этой модели необходимо также обеспечить покупателю возможность сдать бумажные пакеты на переработку, чтобы вернуть бумагу в производственный цикл. Бумажные пакеты более энергоемки в производстве, и углеродный след бумажного пакета (из первичной целлюлозы) в 3 раза больше, чем пластикового. В результате российские ритейлеры должны полностью вывести из оборота одноразовые пластиковые пакетов и перейти на многоразовые альтернативы.
Как отмечает Игорь Коротецкий, KPMG, в России очень мало статистических данных, позволяющих оценить масштаб экологических инициатив, реализуемых бизнесом. В ряде исследований речь идет о 5-7% уровне повторно используемых материалов.
Подобные программы несут пользу не только гражданам страны, но и экономике. Они ведут к сокращению отходов, повышению качества окружающей среды и общего уровня жизни, а также к росту ресурсной производительности и сокращению издержек в целом по секторам. «Кроме того, реализация таких инициатив дает преимущество ритейлерам в борьбе за покупателей, поскольку общество стало более внимательно относиться к вопросам экологии», – подчеркивает Игорь Коротецкий.
Алёна Яркова | RETAILER.ru
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первым быть в курсе главных новостей ритейла.