Тренд на устойчивое развитие наконец дошёл до русского ритейла: компании наперебой принимают различные стратегии, берут на себя обязательства и всякими методами продвигают повестку бережливого отношения к будущему. Мы заинтересовались, как соотносятся публичные заявления об устойчивом развитии и реальные дела в этом направлении у крупнейших розничных компаний страны — и рассказываем, что увидели.

Что такое устойчивое развитие

В 1972 года четверо учёных из Европы и США подготовили знаменитый доклад «Пределы роста» — 12 математически смоделированных сценариев ближайшего будущего человечества. Пять из них были катастрофическими и подразумевали резкое сокращение населения Земли до 1–3 миллиардов человек; остальные семь выглядели благополучнее. В катастрофических сценариях причиной угасания человечества был неконтролируемый рост потребления, а в благополучных спасением оказывались демографическая, социальная и экологическая осознанность людей.

Пугающий доклад стал отправной точкой для создания будущей концепции устойчивого развития — сбалансированного использования ресурсов без ущерба для будущих поколений. В нынешнем виде основные идеи концепции приняли в 1983 году с созданием Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию ООН, названной «комиссией Брундтланд» по фамилии председателя. Первые десятилетия в тренде прослеживался сильный перекос в сторону экологии, позже к ней подтянулись остальные составляющие — в том числе человеческие ресурсы, экономика и социальный прогресс.

Сейчас актуальны принятые в 2015 году Цели устойчивого развития — 17 конкретных целей от преодоления нищеты и ликвидации голода до обеспечения гендерного равенства и принятия срочных мер по борьбе с изменением климата. Дедлайн — 2030 год; при этом методы достижения целей никак не прописаны — каждой стране предлагается решать этот вопрос самостоятельно.

Устойчивое развитие и российский бизнес

Россия присоединилась к концепции устойчивого развития в 1996 году, но следующее десятилетие о ней вспоминали исключительно редко — в основном когда нужно было продемонстрировать, что страна движется в мировом тренде. Бизнес стал всерьёз упоминать принципы концепции ближе к концу двухтысячных: первыми оказались крупнейшие нефте- и газодобывающие компании, которым было необходимо декларировать мировые ценности при торговле на международных рынках.

Сегодня в Национальную сеть Глобального договора ООН — международной инициативы ООН для бизнеса — входит 70 российских компаний (всего там 17 тысяч участников), две из которых — «Фосагро» и Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд. — имеют высокий статус LEAD. К ритейлу в списке имеют отношение две компании — X5 Retail Group и АФК «Система», но так или иначе упоминают устойчивое развитие в публичном поле гораздо больше российских ритейлеров.

Мы собрали заявления русского ритейла о планах по устойчивому развитию — и сравнили с тем, что компании делают в реальности.

«Магнит»

Что говорят

Летом 2020 года компания приняла стратегию устойчивого развития с кучей красивых цифр и планов. Ключевые тезисы: к 2025 году «Магнит» рассчитывает стать «работодателем №1 в отрасли, создать полностью ответственную цепочку поставок, стать лидером по снижению воздействия на окружающую среду в российском секторе розничной торговли», а также «выстроить лучшую систему корпоративного управления в российском секторе розничной торговли».

Более конкретные обязательства выглядят так: к тому же 2025 году компания обязуется сделать половину всей упаковки СТМ и СП перерабатываемой, многоразовой или компостируемой, полностью собирать и перерабатывать пластик в собственных операциях, на 50% снизить количество пищевых отходов, на 30% — выбросы парниковых газов, на 25% — расход воды и энергии. Также в презентации присутствуют такие не самые ясные формулировки, как «уровень вовлечённости сотрудников в 70%», «100% ответственных закупок социально значимых товаров», «информация о здоровом образе жизни и питании доступна всем покупателям» и другие.

Что получается

В отчёте по устойчивому развитию за 2020 год «Магнит» утверждает, что меньше чем за год компания снизила выбросы CO² на 6,9%, закупки у локальных производителей выросли на 5,4%, уровень удовлетворённости сотрудников достиг 72,6%, а социальными программами покрыли все регионы присутствия сети. Кроме того, компания начала выпускать журнал о здоровом образе жизни «Мой Магнит».

X5 Retail Group

Что говорят

Компания приняла стратегию устойчивого развития в декабре 2019 года, цели и обязательства в ней прописаны до 2023-го. В основе стратегии — 17 тезисов ООН, но компания акцентирует внимание на четырёх из них: ликвидации голода, достойных условиях труда, здоровом образе жизни, а также на ответственном потреблении и использовании ресурсов.

Что получается

Компания старательно отчитывается о прогрессе в реализации стратегии: на сайте есть отдельный, активно обновляемый раздел, посвящённый устойчивому развитию, и почти две сотни новостей на эту тему. Самый, пожалуй, известный проект X5 Retail Group, имеющий отношение к теме — коллаборация с поисковым объединением «ЛизаАлерт», в рамках которого в «Пятёрочках» появились зоны, куда за помощью может прийти потерявшийся человек. Кроме того, компания активно рассказывает, как помогает продуктами нуждающимся, собирает и сортирует опасные отходы и вторсырьё и занимается прочими трендовыми вещами.

Lamoda

Что говорят

Для мирового fashion-ритейла «устойчивая» повестка — давний тренд, и Lamoda чётко следует ему в своих манифестах. Компания сделала акцент на экологии, в частности — на этичном производстве вещей и переработке вторсырья.

Что получается

В конце 2020 года компания запустила специальный раздел на сайте — Lamoda Planet, на котором продаёт «одежду, созданную с заботой о природе». В том же году материнская компания ритейлера Global Fashion Group заявила о достижении углеродной нейтральности в собственной доставке (что бы это ни значило) и стопроцентном использовании возобновляемой энергии в фулфилмент-центрах. Компания в целом публично активна в подобных вопросах и даже запустила в апреле 2021-го подкаст об устойчивом развитии.

Nestle

Что говорят

Летом 2021 года российское подразделение обнародовало обновлённые планы по устойчивому развитию на ближайшие годы. Главные направления: совершенствование продуктового портфеля и упаковки, переход на возобновляемые источники энергии в производстве, улучшение логистики для минимизации воздействия на климат, снижение уровня отходов до нуля, поддержка восстановительного сельского хозяйства, повышение вовлечённости сотрудников и поддержка молодёжи.

Что получается

В том же отчёте компания заявила, что за 2019 год компания на 9% уменьшила число выбросов СО², довела долю перерабатываемой упаковки до 89% и снизила уровень отправляемых на полигон отходов на впечатляющие 99,5% — до 45 грамм на тонну продукции. Кроме того, Nestle запустила сбор на переработку пластиковых кофейных капсул и начала выпускать один из брендов воды в полностью перерабатываемых бутылках.

Wildberries

Что говорят

Ритейлер довольно скуп на обещания, и по соответствующему запросу гуглятся в основном тематические книги из каталога Wildberries. Одно из немногих реальных действий компания предприняла летом 2019 года — вместе с крупнейшими ритейлерами страны подписала меморандум об устойчивом развитии.

Что получается

Никакой информации о том, выполняет ли Wildberries положения подписанного меморандума (не говоря уже о других действиях, связанных с устойчивым развитием), нам найти не удалось.

«Лента»

Что говорят

В формулировке планов по устойчивому развитию ритейлер лаконичен: соответствующий раздел в архиве новостей сайта не содержит ничего, кроме заголовка. В публичном поле конкретных высказываний мы тоже не нашли — кроме подписания всё того же меморандума в 2019 году.

Что получается

При этом пресс-служба «Ленты» периодически выпускает новости, связанные с устойчивым развитием — как правило, имеющие отношение к другим брендам. Так, компания объявляла о совместной акции с Domestos и хвасталась коллаборацией с компанией Essity, в рамках которой пыталась сократить использование пластиковых пакетов. Впрочем, какой-то системы в этих публикациях мы не нашли.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

Спец-2021.-В-контенте