Новые поправки Федеральной антимонопольной службы (ФАС) — фактически "четвертый антимонопольный пакет" — еще не внесены в правительство: заложенные в него принципы "принудительной прозрачности" бизнеса показались радикальными даже в Белом доме. Среди предлагаемых ведомством Игоря Артемьева новшеств — обязательная публикация всех акционерных соглашений, для уличенных или подозреваемых в нарушении антимонопольного законодательства — публикация "правил торговой практики".

"Четвертый антимонопольный пакет", споры о котором не прекращаются в Белом доме с февраля, до сих пор не внесен в правительство, рассказали "Ъ" в пятницу вечером заместитель главы Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров и пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. "Продолжаются межведомственные согласования",— сказал господин Песков. "Не внесен. Речи о четвертом антимонопольном пакете сейчас не идет",— заявил и господин Кашеваров. Как удалось выяснить "Ъ", текст разработанного ФАС "четвертого пакета" (есть в распоряжении "Ъ") оказался слишком конфликтным. После первичного обсуждения в Минэкономики в начале февраля ведомство высказало к нему массу претензий и пообещало провести на своей площадке "широкое обсуждение" антимонопольных новелл. Согласно письму профильного комитета РСПП, еще 1 марта в союзе были уверены: по итогам согласительного совещания 26 февраля доработанный ФАС "четвертый антимонопольный пакет" был "подготовлен к внесению в правительство".

Основными новшествами в документе ФАС (в службе отказываются называть его "четвертым пакетом") являются, как и ранее, правки закона "О защите конкуренции". Одна из них отменяет норму права, согласно которой агентские соглашения в принципе не являются вертикальными (это зафиксировано в статье 1005 Гражданского кодекса). Еще одна поправка уточняет определение "группы лиц" и вносит поправки в ст. 11 ("Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения") федерального закона N135, согласно которым такого рода соглашения запрещаются даже для "хозяйствующих субъектов, входящих в одну группу лиц". Фактически ФАС ограничивает возможности создания гибких групп компаний — речь идет о закреплении единственной схемы работы группы, которая понятна и удобна ФАС.

Третья новелла вводит для нарушителей запрета на злоупотребление доминирующим положением обязанность "утверждения и опубликования правил торговой практики, направленных на обеспечение недискриминационного доступа к товару". Права выдавать аналогичные предписания ФАС добивается и "при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией". Не попадают под него только госмонополии, на которые распространяются свои "стандарты раскрытия информации". Правила торговой практики, по мнению ФАС, должны разрабатываться в двухмесячный срок и содержать "сведения об определении цены товара", объемах реализации, существенные условия договоров на реализацию, особенности их заключения и основания для отказа в заключении договора на поставку, "которые могут быть обоснованы исключительно экономическими и технологическими факторами".

Это также требование "принудительной прозрачности" — но уже не только для ФАС, но и для всех интересующихся. Всю эту информацию по предписанию службы "доминирующие" на своих рынках хозяйствующие субъекты обязаны будут в десятидневный срок публиковать в интернете. Неисполнение предписания ФАС, согласно ст. 19.5 КоАП, "влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 16 тыс. до 20 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от 300 тыс. до 500 тыс. руб.". "Кара" за такое нарушение выглядит несущественной, но не приходится сомневаться в том, что в дальнейшем ФАС рассчитывает идти по пути ужесточения ответственности, как в случае с первыми тремя "антимонопольными пакетами", вплоть до уголовной.

В РСПП против новаций ФАС. Там, например, называют принудительную публикацию правил торговой практики "попыткой применять методы регулирования, которые не свойственны антимонопольному законодательству". В РСПП также отмечают, что требование ФАС публикации сведений "об отказе заключить договор на основании привлечения к уголовной ответственности за совершение тяжких, особо тяжких преступлений лиц, входящих в органы управления юридического лица", например, "могут нанести вред деловой репутации хозяйствующих субъектов" и "нарушить права физлиц". Для компаний, занимающих существенные доли рынка в своих сегментах, практика такой публикации может обернуться фактической невозможностью оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.

"Четвертый антимонопольный пакет" документальной фиксацией механизмов ценообразования крупных игроков на любых рынках РФ не ограничивается. Согласно входящей в пакет правке закона "Об акционерных обществах", "информация об акционерных соглашениях и изменениях, внесенных в них", подлежит обязательному опубликованию" в интернете также в десятидневный срок. Эта мера "не дает никакой дополнительной защиты акционерам, не являющимся участниками таких соглашений, или третьим лицам. Вместе с тем, акционерное соглашение затрагивает широкий круг вопросов, большинство которых носит сугубо конфиденциальный характер",— отмечают в РСПП. Там опасаются, что мера "серьезно скомпрометирует и без того настороженно воспринимаемую юридическим сообществом концепцию акционерных соглашений по российскому праву". Ранее неуспешную атаку на акционерные соглашения осуществляли юристы, близкие к Верховному суду, при правке ГК.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments