Мнение эксперта: Мария Бежанова, директор по связям с общественностью компании «М.Видео»
— Назовите наиболее значимые события на рынке торговой недвижимости с 2005 по текущий год.
— Открытие «Меги» в Химках и, соответственно, выход компании IKEA в регионы.
— Какие перспективы у рынка в 2007 году?
— Большое количество новых проектов и активное развитие рынка недвижимости в регионах.
— Какие форматы ТЦ наиболее актуальны на сегодняшний день на российском рынке? В чем их недостатки и преимущества?
— Торговые центры от 30 тыс. кв. м с правильной планировкой и арендаторами одного уровня, привлекающими в ТЦ большой трафик и ориентированными на одну аудиторию.
— Каково значение якорных арендаторов для ТЦ и для его посетителей?
— Ключевое. От профессионального уровня якорных арендаторов, работающих в одном ценовом сегменте и, соответственно, на общую целевую аудитории, зависит успешное функционирование ТЦ.
— Ожидается ли появление новых форматов ТЦ? Какими они будут?
— Прежде всего, ожидается появление форматов, развивающих новую культуру потребления для России – «Шоппинг как семейный досуг». Например, «М.Видео» является якорным арендатором семенных торговых центров «Мега». Мы уже присутствуем в «Мегах» Москвы, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода. Это именно тот формат, который все больше будет востребован россиянами в будущем.
— Считается, что доля сетевых девелоперов, специализирующихся на торговой недвижимости, по-прежнему остается незначительной. Почему так?
— Основным препятствием являются административные сложности при оформлении разрешения на землю.
— А как обстоят дела с появлением на российском рынке торговой недвижимости новых серьезных игроков?
— Новые и амбиционные игроки уже появляются: DVI, Park Haus, Tashir Group, РосЕвроДевелопмент.
— Каковы тенденции арендных ставок в текущем году? Какими они будут в 2007?
— Мы надеемся, что уровень арендных ставок в будущем будем таким, при котором возможно будет развивать бизнес.
— Какие регионы являются наиболее насыщенными на рынке торговой недвижимости?
— Насыщение идет в Москве и Санкт-Петербурге.
— Можете назвать 10 наиболее привлекательных регионов для строительства торговых объектов?
— Я считаю, что в первую очередь это все города-миллионники. Хотя сейчас все больший интерес вызывают средние года России. Мы активно развиваем свой бизнес именно там.