Крупные сибирские ритейлеры оправились после прошлогоднего падения рынка. Они уже не латают дыры в бюджете, а готовятся возобновить наступление со всеми его атрибутами: маркетинговыми кампаниями, поглощением более слабых конкурентов, покупкой активов. Вряд ли это сулит ритейлу радикальные перемены, но заметных изменений в соотношении сил игроков ожидать стоит.
«Гигантские» шаги
Розничный бизнес приходит в себя после кризисной встряски. В феврале увеличение розничного оборота в Новосибирской области составило почти 4% к аналогичному периоду прошлого года, в результате чего этот показатель достиг 20,7 млрд руб. Растет и заработная плата работников отрасли. В январе 2010 года она дошла до отметки 17,04 тыс. руб., превысив показатель января 2009 года примерно на 1,3 тыс. руб. В обоих случаях рост не выходит за пределы инфляции, однако на фоне прошлогоднего обвала и такие показатели обнадеживают. Делать из этой статистики вывод о начале серьезного долговременного подъема ритейлеры не спешат, но говорят о том, что «дно» кризиса уже пройдено.
Решив, что худшее позади, ритейлеры, сумевшие аккумулировать или привлечь достаточное количество ресурсов, активизировали свои усилия по расширению бизнеса. От кого из них более всего стоит ждать рывка, стало понятно в самом конце прошлого года. Тогда компания "Сибирский гигант" выкупила у группы "Холидей" весь подвальный этаж площадью 9 тыс. кв. м в новосибирском торгово-развлекательном комплексе (ТРК) "Ройял Парк". В результате "Сибирский гигант" получил возможность открыть еще один супермаркет своей сети "Мегас" в объекте, стоящем на основной городской магистрали — Красном проспекте.
Сумму сделки стороны не называли, но известно, что для ее проведения "Сибирский гигант" получил от Сибирского банка Сбербанка РФ кредит в размере 500 млн руб. Если ритейлеру не пришлось ничего добавлять, то 1 кв. м перспективной площадки обошелся ему в 55,5 тыс. руб. Это заметно меньше, чем были готовы платить покупатели за подобные помещения до кризиса. Для сравнения: в январе 2008 года группа «Новые торговые системы» (НТС, франчайзи сетей "Пятерочка" и "Патэрсон") приобрели на торгах помещение магазина "Сибирский каравай" в пяти минутах ходьбы от "Ройял Парка" по 400 тыс. руб. за 1 кв. м.
Генеральный директор "Сибирского гиганта" Андрей Зацепилин утверждает, что это хоть и самое крупное, но далеко не единственное приобретение его компании на волне падения цен на недвижимость. "Мы смогли приобрести целый ряд хороших площадок, на освоение которых потребуется не один год", — говорит ритейлер. С начала этого года "Сибирский гигант" открыл, помимо "Мегаса" в «Рояйл Парке», два универсама "Горожанка", а до конца года планирует обзавестись еще одним "Мегасом" в строящемся ТРК на площади Маркса и четырьмя "Горожанками". Таким образом, общая торговая площадь магазинов компании должна увеличиться на 10-12 тыс. кв. м (на начало года ее собственные торговые площади составляли 24 тыс. кв. м).
Андрей Зацепилин говорит, что если ситуация в экономике будет благоприятной, то его компания может вернуться и к более крупным новосибирским проектам, которые были заморожены из-за кризиса. Речь идет о строительстве двух гипермаркетов — в Советском районе и на выезде из города, около аэропорта Северный. Земельные участки "Сибирский гигант" приобрел уже давно, но до сих пор компания не спешила со строительными работами из-за обилия желающих развернуться на новосибирском рынке. О своих планах построить в Новосибирске гипермаркет перед началом кризиса заявляли "Вестер", "Виктория" и "О’Кей". Те же ритейлеры, кто успел к середине 2008 года открыть в "столице Сибири" свои объекты ("Лента", "Ашан", АЛПИ, "Мосмарт" и Metro Cash & Carry), планировали здесь расширение сети. Кризис заставил их скорректировать свои планы. Одним вообще стало не до региональной экспансии, у других выход на сибирский рынок задержался из-за проблем со сдачей объектов, где предполагалось открыть магазины (например, план "О’Кей" с гипермаркетом в ТРК "Аура"). АЛПИ вовсе закрыла все четыре крупноформатных магазина. Появившиеся в двух из них "максимаркеты" кузбасской "Поляны" как минимум вдвое меньше.
«Владельцы "Сибирского гиганта" придерживались консервативной стратегии и поэтому в докризисный период сумели накопить значительные ресурсы", — указывает генеральный директор "Холидея" Алексей Захаров. А директор по корпоративному управлению НТС Александр Агеев отмечает, что "Сибирский гигант" ранее не делал серьезных вложений в покупку недвижимости и поэтому сегодня имеет минимальную кредитную нагрузку.
От премиума к минимуму
В отличие от "Сибирского гиганта", который укрепляет свои позиции торговой сети, рассчитанной на средний класс, путем расширения торговых площадей, лидер сибирского ритейла — группа "Холидей" — решила сосредоточиться на расширении дисконтной торговли. Первый дискаунтер "Холди" компания открыла еще в начале прошлого года в помещении собственного складского комплекса. Сегодня у компании насчитывается более 15 магазинов этого формата. От знакомых покупателям универсамов экономкласса дискаунтеры "Холидея" отличаются более скудным ассортиментом (менее 1 тыс. наименований), минималистским интерьером и выкладкой в коробках (это позволяет сократить персонал). Низкий уровень издержек обеспечивает в магазинах такого типа минимальный уровень цен на наиболее ходовые продукты.
В условиях падения платежеспособного спроса новое направление оказалось настолько востребованным, что "Холидей" начал переформатировать в дискаунтеры даже магазины, ранее рассчитанные на более обеспеченную публику. Так, в феврале в ТРК "Континент" на месте премиального супермаркета "Турне" начал работать дискаунтер "Холди Плюс" — это расширенная версия обычного "Холди" — с более широким ассортиментом непродовольственных товаров. До конца года "Холидей" планирует управлять 25 дискаунтерами. Для сравнения: число всех супермаркетов основной сети компании — "Холидей Классик" — не превышает 40. А ведь «Холидей» развивает ее уже 10 лет, причем в четырех регионах.
Стараются не отставать от "Холидея" и НТС. Собственная сеть дискаунтеров этой компании под названием "Лидер экономии" уже насчитывает 10 объектов и до конца года должна вырасти до 20 магазинов. По словам Александра Агеева, формат дискаунтера имеет хорошие показатели, поэтому НТС намерены развивать его и дальше.
Мобилизация ритейла
В условиях ограниченности ресурсов компаниям приходится изыскивать нестандартные методы для удержания и привлечения покупателей. Сразу два ритейлера в этом году решили запустить проекты, имеющие отношение к сотовой связи. Так, барнаульская сеть "Мария-Ра" придумала способ автоматизации процесса приема мобильных платежей через кассы. Проект реализован новосибирской компанией "Винус" — оператором платежной системы PinPay Express. Его особенность состоит в том, что данные о номере телефона или нескольких телефонов «зашиты» в специальной персональной карте оплаты или карте лояльности самой "Марии-Ра". В результате покупателю не нужно называть этот номер, а кассиру вручную вбивать его — достаточно просто провести по карте сканером, как по очередной покупке.
Другие ритейлеры, правда, говорят, что доходы сети (она получает комиссию в размере более 1% с каждого платежа) от подобной деятельности ничтожны и не покрывают издержек, связанных с внедрением системы. Однако такого рода услуга может использоваться как дополнительный фактор для повышения лояльности клиентов.
Попыткой повысить лояльность выглядит и проект кузбасского ритейлера «Система РегионМарт". Компания запустила совместно с "МегаФоном" продажу в своих магазинах сим-карт сотового оператора, упакованных в фирменную коробку ритейлера под названием "Выгодный тариф". Она оформлена так же, как товары под собственной торговой маркой "РегионМарта" — "Выгодный товар". В "МегаФоне" признаются, что, по сути, речь идет о стандартном FMCG-продукте (фирменные пакеты этого сотового оператора продаются во многих торговых сетях). Однако в случае с "РегионМартом" был решено сделать отдельный тариф для конкретного ритейлера.
Эта услуга выглядит промежуточным звеном между простой продажей контрактов в торговой сети и созданием виртуального мобильного оператора, когда ритейлер выкупает оптом номерную емкость и сам занимается биллингом. Последний вариант сеть "Ашан" реализовала в сотрудничестве с МТС. Задача такого проекта не столько в том, чтобы дать торговой сети дополнительную прибыль, сколько в создании в глазах потребителей преимуществ (пусть и виртуальных) магазинов конкретной сети. В "РегионМарте", кстати, также обещают наладить прием на кассах "мобильных" платежей.
Вопрос о лидере открыт
Осталось ответить на вопрос, к чему приведет новая активизация ритейла. Появления новых игроков на новосибирском рынке точно ожидать не стоит. Прежде всего потому, что ввод в строй объектов, где их магазины могли бы открыться, перенесен на 2011 год. Места же в тех торговых центрах, которые могут заработать в этом году, уже заняты. Так, ввод в строй девелоперской компанией "Успех" торгового комплекса "Голден Парк", запланированный на июль-август 2010 года, позволит открыть еще один магазин "Ашану". "Голден Парк" расположен на новосибирской окраине и будет обслуживать жителей микрорайонов Снегири и Родники. Здесь успели открыть свои магазины все крупные компании, присутствующие на новосибирском рынке («Холидей», «Сибирский гигант», «Мария-Ра» и НТС). Сейчас им предстоит впервые столкнуться с французским конкурентом.
Но в рейтинге уже действующих игроков рынка вполне возможны перестановки, включая появление нового лидера. Особенно учитывая амбициозную программу развития "РегионМарта". Кузбасская компания завершила 2009 год по обороту на третьем месте среди сибирских ритейлеров с показателем 15 млрд руб. В 2010-м предполагается довести его до 25 млрд руб., что может позволить обогнать нынешнего лидера "Холидея" и «серебряного призера» 2009 года "Марию-Ра". То, что "РегионМарт" настроен решительно, показывает недавняя сделка по поглощению кузбасской сети "Элис", насчитывающей 27 магазинов. В ноябре 2009 года в ООО "Элис-Компани" было введено наблюдение, так что сделка, скорее всего, не потребовала от "РегионМарта" привлечения серьезных финансовых ресурсов.
Сюрпризы может преподнести и X5 Retail Group. В феврале на форуме "Россия-2010" глава компании Лев Хасис заявил, что не исключает возможности покупки какого-то из крупных местных игроков. Таким игроком может быть НТС или "Холидей" (с его владельцами переговоры уже велись в прошлом году). Если местные ритейлеры окажутся недостаточно сговорчивыми, то столичной компании придется выходить на сибирский рынок самостоятельно — это может случиться в 2011 году.
Лидер может смениться и на локальном новосибирском рынке. Если "Сибирскому гиганту" удастся реализовать планы по наращиванию торговых площадей, о которых говорилось выше, это позволит ему вплотную приблизиться к "Холидею" и НТС и, возможно, даже обогнать их.