Москвичи тратят на книги на 15—20% больше, чем жители Санкт-Петербурга. Такие результаты получили специалисты «РБК.Исследования рынков» в ходе исследования «Рынок книг Москвы и Санкт-Петербурга: читательская активность, покупка, каналы продаж». Респондентами стали 550 пользователей Интернета в возрасте 18—58 лет в Москве и 530 — в Санкт-Петербурге.

В Москве средняя сумма затрат на покупку книг одним респондентом за девять месяцев составила 2085 руб. (с учетом тех, кто не покупал книги), или около 230 руб. в месяц. Наиболее емкими по читательским тратам стали детская литература, учебники и учебные пособия и фантастика, на эти сегменты приходится около 23% расходов покупателей. В Санкт-Петербурге за девять месяцев средняя сумма затрат на покупку книг одним респондентом составила 1689 руб. (с учетом тех, кто не покупал книги), или около 190 руб. в месяц. Наибольшие средства были потрачены на учебники и учебные пособия, деловую и профессиональную литературу, детскую литературу и фантастику. В сумме на них приходится около 42% расходов покупателей.

Аналитик департамента консалтинга «РосБизнесКонсалтин­га» Юлия Жихарева связывает разницу в сумме средств, которые тратят москвичи и петербуржцы на книги, с уровнем дохода, который в столице выше. «По данным Росстата на ноябрь 2008-го, денежные доходы на душу населения в Москве составили 27 390 руб., в Санкт-Петербурге — 14 527 руб.», — отметила она.

Эксперты обращают внимание на то, что данные исследования отражают предпочтения только интернет-аудитории, чей доход, как правило, выше доходов среднестатистического россиянина. Согласно данным исследования «Чтение в России-2008. Тенденции и проблемы», проведенного Левада-Центром, 46% взрослых россиян не читают книг, а наи­более обеспеченные читатели предпочитают фантастику (включая фэнтези и мистику), отечественную и переводную современную прозу и «гламурную» литературу.

По данным исследователей РБК, для сегмента аудиокниг в Москве серьезным конкурентом книжным магазинам выступает интернет-торговля: 38% покупателей аудиокниг совершают покупки в обычном магазине, 34% — через Интернет. В Санкт-Петербурге 25% опрошенных покупают аудиокниги в книжных магазинах, 30% — через Интернет. PR-директор интернет-магазина Ozon.ru Михаил Ятковский пояснил, что в Интернете чаще заказывают печатные книги, а не их аудиоверсии: «В 2008 году продажи книгопечатной продукции на Ozon.ru увеличились более чем на 50%. Наиболее популярные жанры, покупаемые в нашем магазине, — художественная, деловая, компьютерная и иностранная литература», — говорит он.

И в Москве, и в Санкт-Петербурге женщины тратят на покупку книг больше денег, чем мужчины. Самыми активными покупателями книжной продукции эксперты РБК признали людей среднего возраста (30—40 лет). Наиболее экономными покупателями в Москве оказались люди старшего возраста, а в Санкт-Петербурге — молодежь до 25 лет. 

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar