DVD стали жертвой гонки технологий: их продажи падают, а эксперты предрекают полное исчезновение физических носителей информации. Первый "тревожный звонок": компания Walt Disney сокращает сотрудников, связанных с распространением и продажей DVD. Чего опасаться потребителям?
Два года назад сеть магазинов электроники Pixmania, одна из крупнейших в Европе, сделала прогноз: что может исчезнуть с прилавков к концу 2010 года? Среди кандидатов на выбывание оказались факсы, стационарные телефоны, компьютерные мыши, "зарядки" для мобильных (согласно прогнозу, на смену им должны были прийти беспроводные зарядные устройства) и DVD-плееры. Тогда, в ноябре 2009 года, в это верилось с трудом: предшественники современных дисков — видеокассеты — продержались несколько десятилетий. Однако новость минувшей недели подтверждает предсказания экспертов: из-за спада продаж на рынке DVD в крупнейших голливудских студиях, вроде Walt Disney, начались сокращения и перегруппировка сил. Кто же потеснил видеодиски?
Главными конкурентами DVD называют такие модные видеоформаты, как Blu-ray и HD DVD. Эти форматы отличаются более высоким качеством изображения, что все больше ценится покупателями: по данным Digital Entertainment Group, число проигрывателей Blu-ray в американских домохозяйствах выросло до 27,5 млн в прошлом году, то есть на 62 процента по сравнению с предыдущим.
Однако более опасный конкурент, который может уничтожить и DVD, и любые другие материальные носители,— это интернет и цифровой контент. Революция не за горами: знаменитая певица Кайли Миноуг несколько лет назад объявила, что не будет выпускать свой новый альбом на DVD, а выложит его сразу в интернете. Недавно примеру Стивена Кинга, который стал первым писателем, опубликовавшим рассказы в интернете, последовала и автор вампирской саги "Сумерки" Стефани Майер: она выложила новеллу из этого цикла в Сеть — прочитать произведение можно было бесплатно, правда, только в течение месяца.
Глобальные сдвиги в России пока не так заметны, хотя и у нас DVD бум прошел. По данным компании Synovate Comcon, если в 2008 году у 45,4 процента российских семей были стационарные DVD-плееры, то в 2010 году они остались только у 37,4 процента.
"Что касается DVD-дисков, то число тех, кто покупает видеозаписи на этих носителях, почти не изменилось — слегка сократилось с 11,2 в 2009-м до 10,6 процента в прошлом году",— говорят в Synovate Comcon.
Эксперты, в свою очередь, не устают предупреждать: гонка технологий опасна — неизвестно, что можно потерять по дороге. Для потребителей это чревато тем, что коллекцию любимых фильмов, записанных на видеокассетах, нужно либо переписывать на Blu-ray, либо просто собирать новую — видеомагнитофон сегодня еще надо найти. Бьют тревогу и архивисты: под угрозой историческое наследие человечества. Не так давно сообщалось, что в Национальном архиве США восстанавливают речь американского президента Гарри Трумэна 1948 года, которая записана на давно вышедший из употребления носитель — магнитную проволоку. И это лишь один из примеров. Когда-то компания Kodak представила на своем стенде на специализированной выставке в Германии несколько красивых альбомов. Посетитель, открыв такой альбом, мог прочитать надпись: "Мы с женой в Италии в наш медовый месяц". Правда, вместо традиционной фотографии под подписью был приклеен CD-диск или карта памяти — яркая метафора того, что в гонке за техническими новинками можно утерять что-то очень важное.
Носители прошлого
Множество форматов записи и хранения данных, которые долгие годы облегчали людям жизнь или делали ее красивее, сегодня ушли в прошлое.
Грампластинки
Легендарные виниловые пластинки радовали не одно поколение меломанов во всем мире: к примеру, в России была распространена практика "записей на костях", когда редкие композиции сохраняли на рентгеновских снимках. Однако, прожив почти полвека (первая долгоиграющая пластинка была выпущена в 1948 году), они уступили место другим форматам записи звука, в частности магнитным лентам и компакт-дискам. Массовое производство пластинок в нашей стране прекратилось в 1995 году, но и сегодня они все еще популярны у диджеев, коллекционеров и аудиофилов.
Фотопленка
Когда-то на фотоаппараты, заряженные пленкой, снимали жизнь обыкновенных людей и историю целых народов, однако в последние годы они стали сдавать позиции. Всему виной появление более удобных цифровых камер. С прилавков исчезла и сама пленка: так, прекратить выпуск знаменитой Kodachrome решили в 2009 году. В мире осталось одно место, где можно было ее проявить,— специализированная лаборатория в Канзасе. Но и там 30 декабря прошлого года отдали в проявку последнюю катушку, а в память об этом выпустили майку с надписью: "Kodachrome. 1935-2010".
Дискеты
Эти удобные и долгое время казавшиеся передовыми носители информации были особенно популярны в 1970-1990-х годах. Самыми распространенными оказались 3- и 5-дюймовые дискеты, а хранить на них можно было от 1,3 до 5,2 Гб. У россиян флоппи-диски сегодня ассоциируются с первыми персональными компьютерами, с которыми страна познакомилась в 1990-х. Официально история дискет закончилась только в этом году: последний конвейер по их производству остановила Sony. Впрочем, дискеты живут и после "смерти": изображения этих легендарных носителей все еще встречаются в компьютерных интерфейсах.