Слишком активные и старательные работники иногда сталкиваются с непониманием коллег. Эксперты рассказали, что делать в такой ситуации начальнику и стахановцу.

Анна Берг, старший менеджер по развитию партнёров, Freework:

Перед тем как дать The Village комментарий, я решила обсудить с коллегами их персональный опыт в этом вопросе. И, как ни странно, трое из четырёх удивлённо подняли брови: "Отличников не любят? — Нет, не слышал". И это не просто так, потому что все трое и есть отличники и, видимо, им было всегда глубоко наплевать на то, как реагируют окружающие на их успехи. Кажется, всё зависит от того, какова микрокультура в конкретном отделе компании, или от того, насколько "паршив" неформальный лидер.

Лично я в отношении отличников наблюдала разные проявления человеческой натуры, которые чаще всего были продиктованы завистью или страхом. Как правило, отличник действительно настолько активно пашет, что абсолютно не готов повернуть голову в сторону источающих яд коллег — эта голова неотрывно направлена, например, в монитор компьютера.

Иногда самый успешный в коллективе сотрудник недооценивает свои собственные успехи, ему кажется, что работает он со всеми наравне и даже сверхрезультаты, которые обсуждаются на собраниях, он воспринимает как удачное стечение обстоятельств. Только застенчиво улыбается и машет рукой. Соответственно, нос не задирает, ведёт себя скромно и бесит окружающих меньше, чем если бы осознавал свою успешность. Бывают те, кто тихо ненавидит своё начальство за частую похвалу, потому что вынуждены как будто оправдываться перед злорадными коллегами за статус любимчика. Ну и самый удачный вариант — те, что работают лучше всех, понимают это и коллег не боятся. Они — будущие начальники. Здесь главное — раньше времени не перестараться, чтобы не вселять параноидальные мысли нынешнему руководству. Это опаснее, чем злобствующие коллеги.

Любой отличник всегда мешает расслабиться коллегам, и в этом, видимо, основная проблема. Ведь если он всё время делает в два раза больше, руководитель знает, что так можно. Остальные были бы рады от руководства это скрыть и в приятном вялотекущем режиме показывать средний результат. Моя коллега-отличник, пока мы обсуждали статью, возмутилась: "Это что же за коллектив такой? Надо гнать в шею тех, у кого есть время гнобить отличников. В нормальных условиях за отличником тянутся".

Все умные книжки говорят, что в вопросе управления человеческим ресурсом единого рецепта нет, и только менеджеру решать, хочет ли он конкурентной среды в коллективе, нравится ли ему лепить звёздочки напротив фамилий, отдавать ли всю "любовь" отличнику или работать над тем, чтобы отличниками стали все его люди. Единственное, к чему действительно стоит стремиться — это сделать статус отличника модным, тогда все будут в выигрыше, а успешный сотрудник не будет бит.

Евгения Ланичкина, партнёр рекрутинговой компании Antal Russia:  

Если в вашу спину никто не дышит, значит, вы позади, поэтому определённый уровень конкуренции — это нормально, а негативное отношение к достижениям коллег со стороны менее преуспевающих сотрудников — типичная история. Это может говорить об их зависти, или о том, что они считают чужой высокий результат незаслуженным, называя успешного коллегу любимчиком шефа или ссылаясь на его везение.

Руководителю в такой ситуации, чтобы сбавить уровень негатива по отношению к отдельному сотруднику, добившемуся отличных результатов, можно посоветовать оценивать успехи команды, а не отдельных людей. Это позволит сместить фокус с личных достижений, снизить внутреннюю конкуренцию и сплотить коллектив.

Возможно, успех определённого сотрудника действительно связан с тем, что ему был дан уникальный шанс или интересный проект, в таком случае в следующий раз нужно предоставить не менее удачную возможность другим. Важно подчёркивать достоинства и сильные стороны всех сотрудников, чтобы они не чувствовали, что всё признание достаётся только "звезде". Если вы знаете, что по какому-то определённому критерию лучшим становится всегда один и тот же человек, придумайте альтернативные KPI, например, ориентированные не на объём продаж, а на качество работы или обратную связь от клиентов. Главное — выбрать такой критерий, чтобы в новом соревновании мог победить любой другой сотрудник.

В нашей компании тоже создаются специальные номинации и проекты-конкурсы, чтобы мотивировать тех, кто не вписывается в стандартные KPI. Если самый усердный и успешный сотрудник в компании — это вы, постарайтесь не подхватить звёздную болезнь, появление которой у лучших часто является причиной испортившихся отношений в коллективе. Оставайтесь открытым, делитесь вашим опытом, но не свысока, а с позиции партнёра.

Александр Стома, партнёр проекта HRedu:

Когда сотрудник, который работает отлично, сталкивается с негативом от коллег, руководителю важно принять участие в разрешение ситуации. Ему необходимо поддерживать лучших сотрудников, как и человеку — в первую очередь развивать сильные качества.
 
КАК МОЖНО ЭТО СДЕЛАТЬ

— Показать сотруднику значимость команды и возможности, которые открываются при совместной работе. Для этого важно рассказать об опыте каждого сотрудника, его сильных и слабых сторонах, показать, как их лучше совместить в проектах. Например, во время моей работы в школе директор познакомил меня со всеми коллегами, и во время встреч рассказывал о сильных сторонах каждого. Такая мини-презентация помогла мне вовлекать коллег в совместные проекты с максимальной эффективностью.

— Рассказать и показать, как развивать отношения с коллегами, делать их своими соратниками. Руководитель может учить только личным примером. Все руководители, с которыми мне удалось поработать, всегда придерживались мнения, что у каждого человека есть свои сильные стороны — важно их определить и помочь проявить в деятельности.

— Обращать внимание сотрудника на качества, которые ему стоит усилить. В моей карьере был период, когда я был лучшим, и меня повысили "не по возрасту и не по стажу", как считали коллеги. В этот момент я испытывал сильный стресс, поскольку ситуация была для меня новой. Мой руководитель поддержал словом и делом: подсказал, что необходимо продолжать делать своё дело, а с коллегами придерживаться следующей стратегии.

— Обеспечивать их ресурсами для выполнения задач.

— Показывать важность их экспертизы и опыта в обсуждении вариантов решения.

— Принимать окончательное решение по спорным вопросам.

Мой руководитель поддерживал меня при всех коллегах, при решении вопросов в моей зоне ответственности оставлял решение за мной, обратную связь давал только наедине. Тактика сработала, и вскоре мы были единой командой.

С коллегами имеет смысл поговорить, если предпринятые шаги не меняют ситуацию. В этом случае важно собрать всех действующих лиц, возможно с участием руководителя или с привлечением внешнего медиатора. Готовность к разговору и желание сотрудничать, а не конфликтовать, по моему опыту, помогают достичь договорённостей и продолжить работать эффективно всей командой.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments