Первый бизнес — производство строительных инструментов — Вадим Анохин начинал на волне кризиса 1998 г. Тогда для старта ему потребовалось около $1000 из личных сбережений, на которые он купил специальную оснастку. Собственного производства не было. Заказы размещал на простаивающих бывших советских заводах, а готовые изделия продавал крупным оптовикам, быстро смекнувшим, что в пору финансовых потрясений цена товара интересует потребителя больше, чем упаковка.

Скромный демпинг

Через пару лет к мастеркам и шпателям добавились мангалы, а затем и шампуры. «В одной из торговых фирм я увидел в ассортименте простой мангал. Никогда не думал, что это ходовой товар. Но закупщик признался, что год от года объемы продаж увеличиваются. Я заказал пробную партию и предложил ее оптовикам не по 170 руб., как конкуренты, а по 160 руб. за мангал и с 2001 г. сосредоточился именно на мангалах», — рассказывает Анохин.

Сегодня в прайс-листе компании «Альтернативные проекты», зарегистрированной в 2007 г., несколько видов мангалов, таганки, коптильни, шампуры и решетки, древесный уголь, жидкость для розжига, спички и даже такая экзотика, как одноразовый гриль. Мангалы, шампуры и жидкость — собственного производства, остальной ассортимент пока закупается на стороне. «В какой-то момент я понял, что пришло время начинать собственное производство, регистрировать торговую марку и строить бизнес иначе» — так объясняет Анохин решение о покупке в 2006 г. акций ОАО «Кулицкий электромеханический завод», на котором он прежде неоднократно размещал заказы. С осени 2006 г. новый собственник инвестировал в завод около 3 млн руб. — на приобретение оборудования. Поскольку инвестиции были размыты по времени, удалось обойтись собственными оборотными средствами без привлечения займов.

Сегодня, по словам Анохина, ему принадлежит 75% акций завода. Остальные 25% — разным людям. При акционировании в 90-е гг. по 1-2 акции раздали сельхозпроизводителям Тверской области. «У меня сложились хорошие отношения с руководством завода — они были основными акционерами. Директор, человек пенсионного возраста, планировал отходить от дел и согласился продать свой пакет мне. За кредитом в банки я не обращался. Недостающую сумму одолжили друзья», — рассказывает Анохин.

Точную сумму Анохин не называет, но признается, что в среднем цена одной акции составила 2000 руб. По данным СПАРК, при акционировании завода было выпущено 4556 акций — а значит, предприниматель потратил на акции примерно 6,8 млн руб.

Отдых под маркой

До встречи с Анохиным Оксана Нефедова занималась продвижением и маркетингом на частном швейном предприятии. Его предложение — организовать компанию, придумать и вывести на рынок новую марку товаров для пикника — восприняла с энтузиазмом. В мае 2007 г. Анохин и Нефедова учредили компанию «Альтернативные проекты», которая принадлежит Нефедовой, но продвигает и продает товары, производимые на заводе Анохина. «Мы хотели предложить потребителю недорогую альтернативу признанному лидеру премиум-сегмента — марке Forester, — объясняет Нефедова. — Хотя, безусловно, Forester мы совсем не конкуренты».

Первые инвестиции (60 000 руб. из личных сбережений Нефедовой), усилия и время ушли на регистрацию торговой марки, разработку фирменного стиля и этикеток. Поэтому начало сезона, который стартует в середине марта и длится до конца августа, предприниматели пропустили. В первый год продажи были невысоки. Зато сезон «шашлык-2008» уже встречали во всеоружии. Заключили контракт на поставку с «Дикси» и еще несколькими региональными сетями дискаунтеров как напрямую, так и через контрагентов. Продолжают, как и прежде, производить товар не только под своей маркой, но и по заказу крупных оптовиков, владельцев собственных брендов. Под маркой «Традиции отдыха» в 2008 г. предприниматели продали 70 000 мангалов и 800 000 шампуров, это примерно треть от всей произведенной ими продукции. Оборот компании в прошлом году превысил 15 млн руб.

Андрей Семенов, дилер «Альтернативных проектов» из Калининграда, рассказывает, что работал с российскими и китайскими производителями, но новая марка показалась ему более перспективной и он рассчитывает на долгосрочное партнерство: «Я ожидаю, что в этом сезоне спрос на товары для пикника и шашлыков увеличится, люди станут меньше ходить в кафе. Каждый, покупая продукты, может позволить себе и мангал за 300 руб.».

«Рынок активно развивается, — соглашается бренд-менеджер торговой марки Forester Юлия Позднухова. — Потребитель переориентируется с дешевых одноразовых на товары многолетнего использования. Но пока конкуренция на рынке слабая. Каждый занимает свою нишу».

Все на дачу

К сезону 2010 г. Анохин планирует запустить промышленную печь для производства древесного угля. Необходимые средства — около 4 млн руб. — надеется взять в кредит. Окупаемость такой печи в среднем один год. Параллельно собирается наладить выпуск решеток для барбекю, которые до сих пор закупал в Китае. Необходимое оборудование на заводе есть, на запуск линии не хватало только оборотных средств и времени. Рентабельность бизнеса при условии налаженного производства, по расчетам предпринимателей, составляет примерно 15%.

Нефедова говорит, что в этом сезоне предзаказы выросли на 80-100% по сравнению с прошлым годом. Такой вал, по ее словам, объясняется тем, что в кризис люди будут меньше ездить за границу и посещать рестораны, чаще выезжать за город и собираться на дачах. «Хорошо, что мы были готовы к спросу и на зиму не останавливали производства, работали на склад», — радуется Нефедова.

Анатолий Воронкевич, представитель компании «Воанда», крупнейшего дистрибутора товаров для пикника, рассказал, что в марте они отгрузили уже 100 фур только для одной сети «Перекресток» и спрос на эту категорию товаров в текущем году ожидается действительно очень высокий.

В ресторан не пойдут 

По данным «Комкона», кризис вынудил граждан либо экономить на кафе и ресторанах, либо полностью отказаться от них. Если в ноябре 2008 г. эту статью расхода в семейных бюджетах сократили 38% опрошенных, то в феврале и марте 2009 г. – уже 54%.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar