Если лет 10 назад вы купили недорогой компьютер или DVD-плейер, скорее всего, вы помогли тайваньцу Цаю Минкаю стать еще богаче. Увлекшись идеями западных профессоров, он сделал ставку на специализацию и благодаря производству недорогих и качественных микросхем вошел в список миллиардеров Forbes. Сейчас главный источник богатства Цая — изготовление чипов для китайских производителей мобильных телефонов.

Когда Цай Минкай вошел в переговорную комнату, трудно было не поддаться разочарованию. Этот приятный 60-летний мужчина явно не выглядит зловещим «отцом бандитских телефонов», как окрестила тайваньская пресса председателя совета директоров и генерального директора компании Mediatek — крупнейшего поставщика чипов для мобильных телефонов в Китай. Порой его называют даже крестным отцом тайваньского проектирования чипов. Впрочем, Цай и сам виноват в преувеличенных эпитетах: он фигура непубличная и крайне редко появляется в обществе. Фактически его светская жизнь ограничивается прочтением перед публикой нескольких речей в год. Даже селекторные совещания, на которых подводятся итоги работы компании за квартал, проводит финансовый директор холдинга Ю Минто.

Наша встреча — первое интервью Цая за три года. Она чуть не сорвалась из-за того, что менеджер по связям с общественностью не предупредил Цая заранее о присутствии фотографа.

Работники Mediatek знают своего босса лучше других. Цай, несмотря на то что входит в список миллиардеров журнала Forbes, обедает в корпоративной столовой и охотно общается с сотрудниками, пока стоит в очереди за едой. Он привык оперировать фактами, говорит Ю Минто, но в критический для компании период, когда в прошлом году индустрия переживала спад, Цай воззвал к чувствам и занялся рассылкой персоналу ободряющих писем.

Вскоре после начала беседы становится ясно, что искусство управления персоналом и компанией затрагивает в душе Цая особые струны. Как только разговор касается этой темы, на его лице появляется неподдельная улыбка. «Я никогда толком не учился в бизнес-школах, — гордо заявляет он. — Разве что потратил неделю на курс по инновациям и стратегии в Стэнфорде». Как раз в то время Цай познакомился с такими гуру менеджмента, как Клейтон Кристенсен, Питер Друкер и др. Было это 10 лет назад.

Mediatek была тогда относительно молодой компанией всего с трехлетней историей. Она только входила на рынок мобильных телефонов. Большинство ее клиентов — небольшие семейные заводики Южного Китая, клепавшие поддельные телефоны известных марок. Это и принесло Цаю славу «отца бандитских телефонов».

По теории Кристенсена

Он родился в апреле 1950 г., в 1975 г. окончил Национальный университет Тайваня с дипломом в области электротехники и устроился на работу в Государственный исследовательский институт индустриальных технологий менеджером по проектированию микросхем. Но вскоре уехал продолжать образование в США, где в 1978 г. получил степень магистра в области электротехники Университета Цинциннати. Вернувшись в родные пенаты, Цай через некоторое время нанялся в первую и крупнейшую компанию Тайваня по производству микросхем — United Microelectronics Corporation (UMC). Начав с поста руководителя исследовательского отдела, он стал быстро продвигаться по карьерной лестнице. К 1989 г. Цай был уже исполнительным вице-президентом UMC, а в 1994 г. стал президентом подразделения потребительских товаров и мультимедийной продукции UMC, выпускавшего микросхемы для телевизоров, CD-проигрывателей и т. д.

Оптимизируя структуру холдинга, руководство UMC решило выделить подразделение в отдельную компанию — Mediatek. В 1997 г. ее акции прошли листинг на Тайваньской фондовой бирже, а Цай из вице-президента превратился в первое лицо компании. Пройдя недельный курс в Стэнфорде, он увлекся идеями профессора Кристенсена. Одна из теорий Кристенсена гласит: хотя любая отрасль на раннем этапе стремится к вертикальной интеграции, по мере развития технологий бизнес дробится на специализированные сегменты, давая возможность новичкам ворваться в незанятые ниши. Следовательно, небольшие новые компании вроде Mediatek вполне могут не только выживать, но и преуспевать, если сконцентрируются на производстве какой-то одной продукции с максимальным качеством и минимальной ценой. Последующий бурный рост Mediatek и ее превращение в одного из крупнейших производителей микросхем мира может служить доказательством верности идей профессора.

Цай так увлекся теорией менеджмента, что, несмотря на свою нелюбовь к публичной деятельности, три года подряд вел ежемесячную колонку в деловом тайваньском журнале Business Today, где рассказывал читателям о последних трендах отрасли и делился соображениями по ведению бизнеса.

Mediatek поначалу сделала ставку на производство микросхем для компьютерных CD-дисководов, а вскоре освоила и чипы для DVD-проигрывателей. К 2000 г. она стала крупнейшим поставщиком на обоих рынках и начала присматриваться к сотовым телефонам. В то время известные бренды вроде Motorola только начинали осторожно переносить производство на Тайвань. Но, основываясь на полюбившейся ему теории, Цай был убежден: лиха беда начало. Понимал он и то, что, хотя Тайвань еще в 1980-е гг. сумел сделать большой рывок на рынке аутсорсинга по производству сложной техники, его лидерству грозит сильный конкурент — Китай. «Тайвань вполне мог перехватить инициативу еще в 1980-х гг., но, увы, в эпоху потребления электроники [в 1990-е гг.] <…> производство переместилось в Шеньжень (провинция на юге Китая. — “Ведомости”)», — говорит он.

Гиганты индустрии по производству чипов для мобильных вроде американских Qualcomm и Texas Instruments упорно разрабатывали схемы для телефонов стандарта 3G, использующихся в продвинутых смартфонах. Тем временем специалисты Цая работали не покладая рук над улучшением чипов для телефонов прежнего поколения, 2G, чтобы удовлетворить спрос новичков из Китая, которые, как верил Цай, в один прекрасный день потеснят западных лидеров. «На самом деле возможностей по улучшению [чипов для телефонов 2G] было еще полным-полно», — вспоминает Цай.

Аналитик тайваньской компании CLSA Ка Ченг считает, что Цай добился успеха, потому что предлагал не просто чипы, а «законченное решение». Новые производители телефонов получали образцы разработки мобильных, воспользовавшись которыми было легче наладить производство. «Инновация заключалась не в технологиях, а в бизнес-модели. Он снижал барьер входа на рынок, — объясняет Ка Ченг. — Цай был первым, кто до этого додумался, и это стало поворотной точкой для китайской сотовой индустрии».

Так что, пока тайваньские и западные производители телефонов с недоверием присматривались к продукции Mediatek, в Китае не было отбоя от покупателей. С помощью предоставленных Цаем технологий тысячи китайских производителей телефонов смогли сообща занять около 20% крупнейшего в мире рынка сотовых — Китая. Nokia, Samsung и другие традиционные производители могли только кусать локти.

Реверс инноваций

«Стыдно, что сделанные в Китае телефоны прозваны бандитскими (шаньчжай — так называли бандитов, орудовавших в горах. — “Ведомости”)», — сожалеет Цай. «Глупостью было так прозвать собственную продукцию. Нужно было назвать их как-то вроде “аппараты собственной сборки”, ведь нынешнее прозвище люди используют, чтобы критиковать китайские телефоны», — говорит он. Цай убежден, что китайские производители мобильных и вместе с ними Mediatek делают крайне важное дело: переносят технологии из развитых стран в развивающиеся с куда меньшим уровнем дохода.

«Передовые технологии служат тому, кто может себе их позволить. Гаджеты, основанные на самых современных технологиях, доступны людям, способным потратить на них в год, скажем, $5000-10 000», — оценивает Цай. Но снижение себестоимости технологий предыдущего поколения, по словам Цая, «отвечает интересам куда большей части населения земного шара».

Цай обожает историю, его хобби — чтение исторической литературы. И в жизни он не прочь использовать исторический опыт. Сейчас Mediatek пытается повторить собственный успех с чипами для 2G-телефонов, разработав дешевые чипы для 3G-смартфонов.

Но гендиректор компании увлечен и новой теорией, которую можно назвать реверсом инноваций. Суть ее в том, что технику, разработанную как доступные товары для развивающихся рынков, можно позиционировать как недорогую продукцию для взыскательных западных потребителей. «Ведь развивающиеся страны — это огромные рынки с миллиардами покупателей. Здесь требуются решения, которые будут людям по карману. А это заставляет вас стать инноватором», — заключает Цай.

Справка:

Место в списке
В этом году Цай Минкай занял в списке Forbes «1000 самых состоятельных предпринимателей мира» 616-ю позицию с $1,6 млрд. В Тайване он на 13-м месте по богатству. Forbes
Mediatek
Производитель средств беспроводной связи и решений для цифровых мультимедийных технологий
Крупнейшие акционеры – Capital Research Global Investments (7,67%), Waddel & Reed Investment Management Company (4,87%), почти все остальные акции – в свободном обращении.
Капитализация – 423,5 млрд тайваньских долларов ($13,83 млрд).
Финансовые показатели (первое полугодие 2010 г.):
Выручка – 39,17 млрд тайваньских долларов ($1,23 млрд),
Чистая прибыль – 20,16 млрд тайваньских долларов ($632,62 млн).

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments