The Village узнал у рекрутеров и HR-специалистов, как выторговать более высокую зарплату, если вы сейчас ищете работу.
Алексей Горбунов, генеральный директор рекрутинговой компании SQ-Team:
Везде важна мера. У каждой вакансии есть минимум и максимум, например от 60 до 90 тысяч рублей. Какую именно заработную плату предложат вам: 60 или 90 тысяч? Обычно ни то ни другое — предложение будет 70–80 тысяч.
Для максимизации предложения нужно соответствовать требованиям вакансии и строить диалог так: "Ваша вакансия крайне интересна для меня, единственный фактор, который немного смущает… но, если предложение будет … тысяч, я без колебаний приму его".
Многих кандидатов вопрос "Сколько денег вы хотите?" ставит в ступор на первом же интервью. А зря: в нём нет ничего сложного. Нужно честно назвать цифру, на которую вы согласитесь, если остальные условия для вас идеальны, с оговоркой: "Рассматриваю предложения от этой суммы". Если поиск работы несрочный, планку ожиданий смело ставим "текущая зарплата +20 %" и смотрим на активность спроса. Дальше корректируем ожидания или наслаждаемся любимой работой.
Елена Ценза, руководитель агентства кадровых решений Smart HR:
Собеседования — это та же продажа: вы продаёте себя как специалиста, а менеджер по подбору персонала продаёт вам вакансию. Важно понимать, что в любой продаже важно начинать с установки контакта, выяснения запросов клиента и представления выгод, которые вы можете дать. И только после этого обсуждать стоимость этих выгод.
Руководитель (особенно в условиях кризиса) в первую очередь смотрит на то, какую прибыль вы как сотрудник принесёте. Выясните (желательно ещё на этапе телефонного интервью), что действительно важно компании, какой результат она ожидает получить от вас. В процессе самого собеседования вы должны предоставить доказательства компетентности. Не стоит говорить: "Да на прошлой работе всё было не такое, и поэтому я не смог реализоваться и достичь результатов". Скажите лучше: "На этом месте работы я получил такие-то навыки, такой-то результат для компании и себя". Помните, что любой оклад — это кусок от общего пирога компании. Она готова давать большие куски тем, кто будет приносить больший результат.
Недавно мы искали PR-директора в IT-компанию. Претенденты спрашивали: "А у вас можно получать зарплату в евро? А то я собираюсь уехать кататься по миру. У вас же вроде удалённая работа, да?" или "Знаете, да я всегда работала в fashion-сфере, но тут мне захотелось чего-то нового, это для меня эксперимент". Успешный кандидат спрашивала о направлениях работы, рассказывала о релевантном опыте, предлагала написать PR-стратегию за один-два дня. И в итоге получила заработную плату выше предусматриваемой.
Катерина Гаврилова, гендиректор рекрутингового агентства DigitalHR:
Все мы хотим высокую фиксированную зарплату, но вы сможете хорошо себя зарекомендовать, если сразу же спросите о бонусной системе. Покажите на собеседовании, что вы готовы приносить компании пользу, работать на результат.
Будьте профессионалом и не врите на собеседовании. Говорите откровенно, зачем вам работа, как хотели бы дальше расти, с чем интересно разбираться. Говорите, что готовы работать много — это сейчас важно для всех работодателей. Здесь есть тонкая грань, между "работать много, принося результат" или же "засиживаться на работе допоздна", во втором случае можно увидеть отсутствие навыка планирования своего рабочего времени — будьте осторожны. Честные признания вроде "Я хочу зарплату в 150 тысяч, потому что курс рубля упал" тоже не добавят вам очков.
Компании готовы давать хорошую зарплату тем сотрудникам, которые могут присоединиться к команде надолго. Если вы до этого момента часто меняли места работы, вам будет очень сложно доказать свою надёжность.
Рассказывайте о своих достижениях много, подробно и готовьте список рекомендателей — не только из числа коллег, но и клиентов. Если были неудачи и на собеседованиях об этом спросили, не утаивайте ничего, расскажите так, как было на самом деле. Нельзя использовать фразу: "Я очень много сделал для своей компании, но заслуги зачтены другому сотруднику, потому что он дружит с руководителем".
И наконец, развивайте личный бренд: участвуйте в конференциях, ведите блог, проводите вебинары. Подобная известность в профессиональных кругах заставит работодателя скорректировать ваш оклад в сторону повышения.
Екатерина Мелимук, генеральный директор HR-агентства Propeople:
Повысить заработную плату на новой работе не самая простая задача, учитывая, что сейчас все компании оптимизируют расходы. Если вы классный эксперт, то вас и в кризис будут пытаться перекупить, предлагая более интересные условия.
Всем остальным рекомендую заниматься поиском нового места, продолжая работать. Как показывает практика, вести переговоры относительно зарплаты легче, если у вас есть работа. Увольняют в первую очередь тех сотрудников, чья ценность неочевидна. Если прежняя компания вами дорожит и не хочет отпускать, то новая, скорее всего, сделает встречное более выгодное предложение.
Обсуждая вопрос заработной платы, не стоит посвящать работодателя в свои статьи расходов. Лучше говорите о том, какую выгоду компания получит с вашим появлением, приводя в пример опыт своей работы. Возможность повышения заработной платы появляется у тех, кто знает ответ на вопрос, почему ему должны платить больше. Чему вы научились на своей должности? Какой ценный опыт получили? Чем оказались полезным? Ответы на эти вопросы дают уверенность, которая очень нужна на переговорах с потенциальным работодателем, и позволяют убедительно ответить на вопрос, почему теперь вы заслуживаете больших денег.
Наталья Хаметдулова, директор по персоналу "Яндекс.Денег":
Мы ищем кандидатов на высококонкурентном рынке, но выбираем очень тщательно. Первичный отбор соискателей проводится ещё до собеседования: кандидатам на большинство вакансий предлагается выполнить тестовое задание. Если задание выполнено хорошо, назначается собеседование. Только после того, как мы убедились, что кандидат подходит для работы в нашей команде, мы переходим к обсуждению уровня вознаграждения. Речь о более высокой зарплате, чем изначально планировалось, можно вести как минимум в двух случаях.
Прежде всего, если кандидат показывает себя настоящим профессионалом, демонстрирует глубокое знание вопроса и стремление к постоянному саморазвитию. В пользу большего размера зарплаты будут говорить профильное образование, глубокое знание темы, опыт участия в завершённых проектах, передачи знания другим, наличие собственного мнения, основанного на опыте. Важно показать работодателю, что ты находишься на "гребне волны", пробуешь новое, постоянно развиваешься и совершенствуешь свои навыки.
Второе, за что мы готовы платить больше, — умение и желание брать на себя ответственность. Кандидат должен быть готов не только генерировать идеи, но и воплощать их, а также нести ответственность за результат. Доказать это можно, также приводя в пример прошлый опыт. Важны детали истории: какая именно была задача, какую роль кандидат играл в команде, за что он отвечал, удалось ли достичь поставленной цели, что, по его мнению, можно было сделать иначе, чтобы результат был лучше.
Алла Третьякова, руководитель HR-подразделения "Русславбанка":
При определении размера заработной платы для работодателя важно, чтобы стоимость сотрудника была сопоставима (а желательно меньше) с той ценностью, которую он привносит в компанию. Ошибка соискателя при обсуждении заработной платы зачастую состоит в том, что он начинает "продавать" себя через описание своего предыдущего опыта и достижений, не говоря о том, как этот опыт и достижения могут быть полезны для нового работодателя.
Приведу такую аналогию: мы покупаем пылесос не потому, что нам нужен технический агрегат на колёсах, а потому, что с его помощью мы получаем чистоту в доме. Чем больше полезных "услуг" мы получаем от пылесоса, тем больше мы готовы заплатить. Уверена, вы не раз сталкивались с ситуацией, когда, планируя покупку на одну сумму, в итоге оплатили значительно больше после того, как вам рассказали о дополнительных полезных опциях товара.
Трудно объяснить, чем именно вы будете полезны для компании, если вы не владеете информацией о ней. Поэтому очень важно перед собеседованием соискателю собрать максимально возможную информацию о компании из разных источников (интернет, СМИ, сотрудники, партнёры, клиенты), для того чтобы на конкретных примерах показывать, какую ценность получит компания, согласившись на ваши высокие финансовые запросы.
Ирина Анисимова, старший консультант по подбору персонала Ancor Professional:
Для большинства компаний снижение расходов на персонал является одним из способов сокращения своих издержек в непростой период. Работодатель пытается реорганизовать штат, находя сотрудников, способных быстро адаптироваться, работать в режиме многозадачности, а также эффективно оптимизировать процессы.
Если вы рассчитываете добиться более высокого оклада в процессе трудоустройства, важно проанализировать и грамотно сформулировать, какую ценность вы представляете для компании, помимо соответствия основным требованиям к открытой позиции. Подумайте, какие именно компетенции позволят вам оперативно и качественно включиться в работу, помочь компании устоять в ситуации кризиса, а также определите, какие дополнительные функции сможете взять на себя. Работодатель должен четко понимать, почему ему нужно нанять именно вас.
Необходимо обязательно учесть, что ложь и приукрашивания (как в резюме, так и на собеседовании) могут сыграть против вас. Важно грамотно рассчитывать свои силы и возможности. Так или иначе, нынешняя ситуация на рынке труда может стать своего рода лакмусовой бумажкой, которая поможет вам раскрыть свой истинный потенциал.