Основные правила и технологии менеджмента сформировались во второй половине XX в. В большинстве цивилизованных стран утвердились стандарты языка управления, менеджерских должностей, управленческого документооборота. Основой принятой системы управления были иерархия, исполнительская дисциплина, строгое следование принятым правилам и процедурам. Рынок по умолчанию предполагался стабильным и развивающимся, и даже экономические кризисы воспринимались как временные коррекции, по окончании которых рынок возвращался в обычное состояние.

Эта система менеджмента начала разрушаться интернетом, глобализацией, все ускоряющимся техническим прогрессом и борьбой за права человека.

Раньше человечество придумывало способы принятия адекватных решений при дефиците информации. Сейчас информации слишком много. Сам процесс анализа этого вала информации занимает массу времени и средств, а в тот момент, когда уже необходимо принимать решение, приходит дополнительная информация. Достаточно посмотреть на то, что происходит на фондовых рынках, чтобы это увидеть. Менеджмент — деятельность, во многом построенная на анализе успешной практики, — чем-то напоминает воинские уставы. Только воинские уставы пишутся кровью погибших солдат, а менеджерские уставы пишутся деньгами разорившихся бизнесменов. На сегодняшний день такой принятой практики работы с избытком информации нет.

Глобализация связала международные рынки, резко повысила эффективность крупных международных корпораций, но и повысила уязвимость национальных рынков друг от друга. Сегодня мировой кризис пришел из Америки, а представьте, что случится, если какие-либо политические волнения произойдут в Китае.

Мировой менеджмент уже столкнулся с рядом принципиальных последствий технического прогресса. Прежде всего изменилось время жизни технологий. Сегодня оно составляет примерно два года или чуть меньше. Время жизни технологий определяет и время жизни организаций. Проще под новую технологию построить новую организацию, чем перестраивать старую. Где сейчас пленочные фотоаппараты, «Поляроиды» и т. п.? Исчез не только продукт, но и целые отрасли, с ним связанные. Зато появились совершенно новые услуги, многие из которых связаны с интернетом.

Не так давно в России детей учили не высовываться, быть как все. Этим постулатам следовали и в Европе и Америке многие десятки лет. Теперь все изменилось, уникальность каждого человека стала значимой для него и для общества.

Привычные формы менеджмента сохранили адекватность только на сырьевых рынках, металлургических и отчасти на пищевых. А на рынках высоких технологий и индивидуальных услуг они зачастую не работают вовсе. Здесь невозможно выстроить «фирму на века», нет постоянных товаров и постоянного персонала. Сегодня на этом рынке время малых устойчивых специализированных групп. Представьте себе обычный иерархический бизнес-процесс: разработка — производство — логистика — опт — розница. Сейчас такой цикл практически нереализуем в долгосрочной перспективе в рамках одной компании. Зато если разработкой занимается одна специализированная фирма, производством — другая, логистикой и оптом — специалисты в этой области, розницей — некий торговый дом и все это увязывается в цепочку, то бизнес-риски уменьшаются, издержки падают, не нужна сложная управленческая иерархия, так как весь процесс осуществляется в виде согласованных коммерческих договоров. Иерархии не могут приспособить организации к постоянно меняющемуся рынку. Сегодняшнему рынку необходимы узкие специализации и аутсорсинг, а это уже другая менеджерская практика.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments