В первом квартале 2009 года от покупки одежды и обуви отказались треть россиян, 15% граждан приобрели более дешевые марки. Об этом свидетельствуют результаты исследования, опубликованных компанией «Комкон». При этом почти половина опрошенных говорят, что на их покупательское поведение кризис не повлиял.
Кризис в одежном ритейле
Рынок розничной торговли одеждой принято делить на ценовые сегменты, но испытания кризисом сейчас проходят каждый из них. «Тенденции на рынке общие, просто в разных сегментах они по-разному проявляются», — рассказала GZT.RU генеральный директор Ассоциации предприятий индустрии моды (АПРИМ) Мария Сморчкова. По ее словам, наиболее сильно кризис повлиял на рынок люксовых товаров и среднего ценового сегмента.
«В Москве в последнее время посещаемость магазинов снижается. Кроме того, изменилось поведение покупателей — большинство из них приходят за конкретной вещью», — рассказала GZT.RU генеральный директор Московского представительства компании Sela Наталья Чиненова.
Рыночная реакция
Российские потребители одежды люксового и среднего ценовых сегментов разделились на две части: тех, кто стал реже покупать, но не отказался от привычных брендов, и тех, кто перешел в более низкий ценовой сегмент цен, но покупает вещи по-прежнему часто, говорит Сморчкова. По ее словам, часть потребителей готовы покупать одежду, которую раньше считали просто не престижной.
В свою очередь, ритейлерам приходится постоянно стимулировать активность потребителей снижением цен, постоянно устраивая распродажи и акции, обещая бонусы и подарки. «Сейчас мы видим на рынке затяжную игру в постоянно действующие распродажи. Они проводятся в завуалированной форме — в виде специальных предложений, различных маркетинговых находок», — говорит Мария Сморчкова.
«Дискаунтеры» и «аутлеты»
Кризис заставил покупателей чаще делать покупки в дискаунтерах — магазинах со сниженными ценами, говорит Мария Сморчкова. В таких магазинах потребитель может купить за небольшие деньги вещи из нераспроданных коллекций последних лет.
Снижение доходов населения будет способствовать и развитию других форматов. Эксперты прогнозируют появление в России так называемых аутлетов — на западе так называют объединенные в конгломераты и располагающиеся за чертой города магазины. В них обычно продаются регулярные коллекции по цене существенно ниже, чем в крупных торговых центрах.
«Такие форматы очень распространены на Западе, в России их пока очень мало», — говорит Мария Сморчкова. — Например, МЕГА — типичный аутлет, так как находится за МКАД, но при этом является одним из самых дорогих магазинов по стоимости аренды». Между тем в России сейчас сложилась уникальная ситуация: есть много незаполненных арендаторами торговых центров, предлагающих беспрецедентные условия ставок. Именно эти торговые центры, по словам эксперта, могут стать основой для развития аутлетов. «В течение трех лет, пока страна не выберется из потребительского кризиса, появление аутлетов может стать трендом», — считает Мария Сморчкова.