На пике своего развития, в 2011 г., сеть магазинов "у дома" "Сгомонь", специализирующаяся на продаже мясной продукции, насчитывала 1000 точек в 20 городах России. Компания занималась благотворительностью, проводила футбольные турниры. Сейчас вывеску "Сгомонь" можно увидеть только в московском регионе и нескольких городах, у компании осталось не более 100 магазинов, которые уже меняют вывески и, как предсказывают эксперты, скоро прекратят работу.
В 2014 г. компании пришлось из-за экономических проблем переехать из бизнес-центра площадью 1000 кв. м в офис на 150 кв. м, сократить отдел развития. Сейчас сеть постепенно сокращается, весной 2015 г. в Москве закрылся один из последних магазинов, расположенный в "Рогожских торговых рядах". Как рассказали Retailer.RU собственники торгового центра, "Сгомонь" ушла довольно неожиданно, расставание с ретейлером прошло недружественно. С поставщиками "Сгомонь" перешла со схемы постоплаты на предоплату.
Сеть специализировалась на торговле колбасными изделиями, мясными деликатесами, сырами, замороженными и охлажденными мясопродуктами отечественных и белорусских производителей, позиционировалась как магазин "у дома". До 2011 г. "Сгомонь" проводила активную экспансию в регионы, но потом начались проблемы, вызванные ошибками управления и внутрисемейным конфликтом учредителей.
Например, как рассказал Retailer.RU на условиях анонимности один из бывших топ-менеджеров компании, отвечающий за развитие, "Сгомонь" не вписывалась в стандарты цивилизованного ретейла: учредители нанимали в качестве управленцев ближайших знакомых, не разбирающихся в основах менеджмента, поощряли продавцов в обвешивании покупателей, менеджеры получали "откаты" за результаты, а программа развития и деятельности компании не была профессионально проработана.
Не удержалась на пике
Собственниками компании в прежние годы значились Ирина и Павел Изотовы, в 2013 г. к ним присоединился Сапарбек Кимсанов.
"Когда сеть только появилась, рынок был хаотичным, потом все менялось, ретейл становился цивилизованнее, появлялись программы лояльности, новые фишки, но компания не шла в ногу со временем, — говорит экс-топ-менеджер, — хотя у формата "Сгомони" была масса преимуществ, в отличие от монобрендов, возможность продавать изделия многих производителей. После начала падения продаж и сокращения планов экспансии, "Сгомонь" провела ребрендинг, чтобы придать своему, на тот момент выполненному в красных цветах логотипу и бренду, более экологичный оттенок. Так в городах появились обновленные магазины под зеленой вывеской. Сменилось и название: "Торговый дом Калужский".
В 2014 г. новая команда управленцев пыталась разработать новые форматы торговой сети, чтобы хоть как-то удержать бизнес на плаву. Но со стороны собственников группа прогрессивных менеджеров не встретила понимания. По их мнению, у руководства не было заинтересованности в развитии "Сгомони".
Сеть развивалась хаотично, ведя сомнительную бухгалтерию, имея крайне сомнительную с точки зрения эффективности управления юридическую структуру. Так, на каждый регион заводилось отдельное юрлицо, контрольный пакет которого принадлежал этой же самой региональной компании, а у владельцев сети были лишь миноритарные пакеты.
Структурный изъян
Как рассказал развивающий сеть в Твери индивидуальный предприниматель, сейчас в каждом регионе работают разные юридические лица без единой концепции бизнеса, и это даже не франшиза. С июня 2014 г. компании, работающие в регионах, централизованно переводились в форму ИП на ключевых сотрудников. Распоряжение из центрального офиса о таком решении с обоснованием экономической эффективности этого шага есть в распоряжении ИД Retailer.
Сейчас модель бизнеса такова: головная компания ООО "Торговый дом Калужский", расположенная в Москве, поставляет по договору продукцию в магазины в регионах. Эти магазины принадлежат паре десятков разных юридических лиц, которые зачастую управляются тремя юрлицами: ООО "Технопоставка", ООО "УК Центр Груп", ООО "УК Регион Центр". Те, в свою очередь, также контролируются друг другом. Таким образом, все компании в этой цепочке принадлежат друг другу. Такая закольцованная структура собственности позволяет менеджменту полностью контролировать все процессы в компании.
Связаться с руководством компаний не удается — указанные в учредительных документах телефоны заблокированы или не существуют. Представитель все еще держащейся на плаву, но сильно сократившей бизнес компании в ответ на запрос редакции Retailer.RU сказал лишь, что в Санкт-Петербурге компания больше не работает, сеть покинула регион около трех лет назад. На остальные наши вопросы сотрудник, определивший свою должность как "секретную", ответить отказался.
Так не делается
Хотя рынок сетевого FMCG в последние годы бурно рос, сама по себе работа в нем не гарантировала успех. Ключевые игроки понимали: необходимо постоянно развиваться, чтобы удержаться на плаву в конкурентной борьбе. Те, кто совершал ошибки или задерживал развитие, умирали. Например, такая участь постигла сеть "Норма", принадлежащую Олегу Жеребцову, сеть премиум-класса "Супер Сива", розничную сеть производителя "Бородино" и ретейлера "В двух шагах".
Как считают эксперты, со "Сгомонью" произошла та же ситуация. По мнению Дмитрия Потапенко, управляющего партнера Management Development Group Inc., отсутствие развития компании и неконкурентоспособность сыграли свою роль. Дмитрий Потапенко называет в качестве основной причины "схлопывания" сети безобразный менеджмент в компании. "Внешне они выглядели как ретейл, но внутренне совсем нет. Современная розница — это не схема "за рубль купил, за два продал", это высокотехнологичный процесс. В "Сгомони" вместо качественного менеджмента была семейственность, привлечение в управление ближайших знакомых владельцев", — считает эксперт.