Помещений для стрит-ритейла, как не устают напоминать консультанты, больше не делают. По крайней мере на главных торговых улицах Москвы. Напротив, торговые центры продолжают строиться. По разным оценкам, в этом году может быть введен почти 1 млн кв. м, немало крупных объектов было заявлено еще до кризиса. Но новостройки «испытывают серьезные трудности по привлечению арендаторов», отмечают в Гильдии управляющих и девелоперов. И это плохо влияет на все торговые центры. Несмотря на оживление спроса со стороны ритейлеров, общий уровень вакантных площадей может к концу года увеличиться с нынешних 10,5 до 11-12%, по прогнозу Knight Frank. В Jones Lang LaSalle (JLL) считают, что это уже случилось во II квартале.
По данным JLL, арендные каникулы на период отделки, а также скидки на первые пару лет — по-прежнему стандартная практика для новых или менее успешных существующих ТЦ. В «Миэле» добавляют к списку льгот, еще сохраняемых арендаторами, ставки в формате процента с оборота и рассрочку платежа по депозиту. Восстановления докризисных показателей рынка консультанты ожидают к 2011-2012 гг.
Для магазинов формата стрит-ритейл выход на докризисный уровень цен произойдет раньше, считают в DTZ. Уже сейчас владельцы помещений на торговых улицах Москвы пересматривают арендные ставки (варьируются от $1000 до $6000 за 1 кв. м в год, но могут доходить до $25 000-28 000) в сторону повышения. По данным Core Group, снижение доли вакантных площадей (сейчас — около 5%) приводит к пересмотру ряда договоров в сторону увеличения ставок и, как следствие, к ротации арендаторов.