Общеизвестный факт, что самая высокая рентабельность — у производителя. Поскольку в цену уже включены все затраты, дистрибьюторы, как правило, имеют маржу на уровне розницы, а иногда — и ниже. Но и расходы у них несопоставимы с расходами ритейлеров. Наценка розницы по некоторым торговым маркам не покрывает затрат на оперирование ими, — о рынке организованнй торговли товарами косметики и бытовой химии рассказал RetailStudio.org директор по закупкам группы компаний «Руш» и «Омега».

Цены

За последнее время многие товары бытовой химии, средства гигиены, косметика сильно подорожали. Основные причины роста цен — валютные колебания и рост стоимости сырья. Рост цен зависит от конкретной торговой марки и отпускных цен производителей. В целом, рост цен произошел у всех в соответствии с валютной составляющей в цене товара. По тем торговым маркам, где валютная составляющая невелика, рост составляет – от 5%,  по импортным брендам —  до 80%. Цены на продукцию компаний, у которых есть производство в Украине, растут в зависимости от валютной составляющей, а также других факторов, влияющих на себестоимость товара (например, коммунальные платежи, цены на бензин и т.д.).

Если говорить о рознице, то мы наценку не повысили, а, наоборот, по некоторым видам продукции даже сократили, чтобы сгладить для потребителей такое сильное подорожание. Вообще, в наших сетях мы пересматриваем ценовую политику только по факту изменения отпускных цен производителей. И, зачастую, не сразу поднимаем цены пропорционально росту входных, компенсируя часть повышения для потребителя за счет своей наценки.

Общеизвестный факт, что самая высокая рентабельность — у производителя. Поскольку в цену уже включены все затраты, дистрибьюторы, как правило, имеют маржу на уровне розницы, а иногда — и ниже. Но и расходы у них несопоставимы с расходами ритейлеров. Наценка розницы по некоторым торговым маркам не покрывает затрат на оперирование ими.

Игроки

Пока особенного перераспределения продаж среди основных брендов не произошло. Естественно, все ожидают перемен:  розничные сети и производители уделяют все больше внимания присутствию более дешевых брендов на полках и  в портфеле. Если финансовый кризис будет прогрессировать, товары низкого ценового сегмента станут насущной необходимостью для потребителей. Стирать и мыть голову покупатели все равно будут. Поэтому, придется выбирать средства исходя из материального достатка, который пока только уменьшается».

«Экономные» бренды есть в портфеле у большинства производителей. Так, у P&G в средствах бытовой химии —  Gala, в шампунях – Shandi, а у Henkel — порошок Rex,  и в шампунях —  Shamtu. Вполне вероятно, что в данных условиях, в рознице снова появится отечественный стиральный порошок «Лотос», категория шампуней будет расширена за счет дешевых отечественных производителей, к которым за последние несколько лет потребитель полностью утратил интерес и, как следствие, розница от них отказалась.

Думаю, «монстры» рынка переживут этот кризис. Конечно, потери в продажах неизбежны, но, недаром они считаются монстрами мирового значения: у них есть опыт и финансовые ресурсы для поддержания своих брендов в сложной экономической ситуации.

Для средних и мелких компаний, по моему мнению, наиболее выигрышная тактика, с точки зрения получения доли рынка, оставить более низкие цены. Но поведение производителей и поставщиков зависит только от их возможностей. Средним или мелким компаниям значительно тяжелее сдерживать цены, ведь у них нет такой финансовой подпитки, как у мировых брендов. Думаю, все цены поднимутся, так как в этом сегменте, к сожалению, нет полностью отечественного продукта (не только произведенного на Украине, но и из украинского сырья).

В этой ситуации наша компания оказалась в выигрышной позиции. Наша сеть всегда  ориентировалась на бренды с доступными ценами, что в сегодняшней ситуации является безусловным преимуществом. На мой взгляд, эффект «губной помады» в нашей стране будет работать в масс-маркет брендах косметики, которые очень широко представлены в нашей в сети, что дает нам возможность укрепить свои позиции в данном сегменте.

Перспективы

В последние годы наблюдалась явная тенденция перехода бытовой химии, средств гигиены и косметики к организованной рознице. Правда, в каждой товарной группе доля продукции, реализуемой через торговые сети, отличается. Различается и доля продаж специализированных торговых сетей и супермаркетов в каждой товарной группе. Так, в бытовой химии большая доля приходится на супермаркеты, где люди делают семейные покупки, а сети «дрогери» рассматриваются как магазины у дома, в которых удобно докупить такие товары. Но в приобретении косметики супермаркеты значительно уступают специализированной рознице и это абсолютно логично.

Отток потребителей на открытые рынки произойдет, если базары предложат настолько выгодные цены, что покупатель будет готов променять комфорт, к которому он уже привык. Но именно в тех товарных группах, о которых идет речь, это маловероятно, так как на рынках работают предприниматели, которые тоже умеют считать деньги, а они также несут немаленькие расходы. А у сетей, за счет объемов, входные условия будут все равно более выгодными. В этих товарных группах рынок проиграл ценовую войну еще лет пять назад».

Конечно, возможно увеличение доли контрабандной продукции на рынке, которая наверняка будет дешевле, чем настоящие бренды, но этот путь сети, производителями и дистрибьюторы уже проходили в начале 2000 годов. Если сейчас производители и сети объединятся в борьбе с этой проблемой, то контрабанда будет коммерчески невыгодной.

Справка: Компания «Руш» была создана в мае 2002 года в Днепропетровске. Деятельность компании представляет собой розничную торговлю парфюмерно-косметической продукцией через собственную розничную сеть «Ева» формата «дрогери». Первый магазин Ева был открыт в 2002 году в Днепропетровске. В настоящее время Ева представлена 121  магазинов общей торговой площадью 30 тыс. кв.м. Средняя торговая площадь одного магазина составляет 226 кв. м.  Объем продаж за 2008  год составил 690,9 млн. грн, за 2007 год — 482, 7 млн. грн. Персонал компании на конец 2008 года насчитывал более  2500 чел.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar