С начала года россияне совершили 5,2 млн оплат с помощью биометрии, говорится в отчёте «Сбера». Свыше 178 тыс. из них приходится на столицу. В банке заявляют, что доля таких оплат в 2024 году увеличилась более чем в 1,5 раза. Действительно ли россияне так полюбили биометрические технологии и что стоит за этими радужными отчётами?
Безлюдная биометрия
По словам вице-президента Сбербанка — председателя Московского банка Вячеслава Цыбульникова, сегодня в России установлено около 600 тысяч терминалов, которые могут принимать оплату по биометрии.
Если эти данные верны, то можно сделать неутешительный вывод: технология оплаты по биометрии оказалась, фактически, не нужна подавляющему большинству россиян, ведь на каждый из терминалов за прошедшие полгода пришлось всего по 1,4 покупки в месяц.
Рынок биометрических платежей пока очень молодой. Эксперты настолько не готовы его оценивать, что даже Mastercard и NEC, которые в конце прошлого года представили собственную технологию «оплаты лицом», ссылаются в пресс-релизе на прогноз, данный ещё в 2021 году: к 2025 году биометрия будет аутентифицировать более 3 триллионов долларов в платежных транзакциях.
Вячеслав Цыбульников оценивает российский рынок устройств биометрической оплаты в треть от всего рынка работающих терминалов в мире. То есть в других странах, очевидно, не стремятся выпускать их в таком же массовом порядке, как в России. Да и торговые сети по всему миру не спешат развивать эту технологию. Тому есть несколько важных причин.
Высокая цена
Первая, и основная проблема, тормозящая развитие биометрических платежей — стоимость внедрения. Реализация такого проекта требует значительных инвестиций в оборудование и программное обеспечение, что может быть дорого для ритейлеров.
Относительно проще использовать готовое решение, например, от Amazon. Впрочем, даже такому гиганту сложно даётся новая технология. Компания запустила систему биометрической оплаты Amazon One в магазинах Amazon Go ещё в 2020 году, а позже начала её внедрение в сети Whole Foods. Однако, хотя планировалось, что уже к концу 2024 года каждый магазин сети будет ей оснащён, в реальности высокая стоимость устройств и их обслуживания привела к замедлению внедрения Amazon One. Особенно в тех регионах, где она не показала явного интереса у покупателей.
Также внедрение биометрических платежей требует значительных временных, человеческих и IT-ресурсов, включая обучение персонала и поддержку новых систем.
Как поясняет директор по развитию NMI Payments Питер Гэлвин, ритейлеры, которые внедряют оплату биометрией, обычно вынуждены перенастраивать свои текущие платежные системы, которые не приспособлены к обработке биометрических данных. Именно с такой проблемой столкнулась американская сеть пекарен и кафе Panera Bread, которая также пробовала технологию Amazon One, но пока что приостановила широкое распространение её в своих магазинах.
Безопасность и регуляторика
У потребителей существуют серьезные опасения по поводу безопасности их биометрических данных. Утечка такой информации может привести к серьезным последствиям, что заставляет ритейлеров дважды подумать перед внедрением новой технологии. Также, отмечают эксперты, сканеры отпечатков пальцев обычно ассоциируются с правоохранительными органами. Поэтому у людей может возникнуть опасение, что их данные без разрешения могут быть предоставлены государству.
«Уровень защиты персональной информации сейчас даже при самых высоких требованиях к безопасности не гарантирует сохранности биометрических данных. И если скомпрометированную банковскую карту можно перевыпустить, то как «перевыпустить» лицо, которое слили в сеть», — вопрошает независимый эксперт по инновациям в ритейле Борис Агатов.
Регуляторы, в свою очередь, активно противодействуют использованию биометрии. Закон штата Иллинойс о конфиденциальности биометрической информации (BIPA) запрещает собирать информацию, которая включает «уникальные идентификаторы», такие как отпечатки пальцев и сканы лица. Именно поэтому против Walmart, Amazon, Target и прочих крупных ритейлеров регулярно возбуждают коллективные иски, как только компании пытаются внедрять системы, так или иначе использующие технологию биометрии.
«Только за 2023 год было более 11 тысяч случаев утечек, среди которых стали раскрыты данные пользователей компаний СДЭК, Альфа банк, Яндекс, СберСпасибо, LastPass, Dropbox, Спротмастер и другие. Люди боятся лишний раз передавать свои данные, опасаясь, что они будут использованы в мошеннических целях», — напоминает член экспертной коллегии и ментор Сколково, создатель PIX Robotics, EX CPO в ВТБ, Сбер Максим Яцкевич.
Ригидность потребителей
Люди традиционно тяжело привыкают к новым технологиям. Напомним, что нередки случаи, когда торговые сети, которые отказываются от приёма налички, подвергаются бойкоту недовольных граждан, которые просто привыкли платить бумажными деньгами. Мало того, покупатели бунтуют и против тех ритейлеров, которые отказываются от традиционных касс, вводя зоны самообслуживания.
Оплата с помощью биометрических данных вызывает большое сопротивление особенно у людей старшего возраста. Опрос NMI Payments показал, что более половины (58%) потребителей в возрасте 18-24 и 55% потребителей в возрасте 25-40 хотя бы раз пробовали использовать биометрические платежи. При этом новую технологию тестировали лишь 24% потребителей в возрасте 41-56 и менее 10% в возрасте 57 лет и старше.
«Люди просто не видят смысла в биометрических платежах: очень часто, как выгоду выставляют то, что ты можешь забыть дома кошелёк с картами или телефон и расплатиться «улыбкой», но в современном мире забыть карту дома — такое ещё можно представить, но, то, что человек забыл дома телефон — это скорее из области фантастики, а уж, если и встречается такая «забывчивость», то крайне редко», — отмечает Агатов.
Технические сложности
Биометрические системы должны быть высокоточными и надежными, чтобы избежать ошибок при идентификации пользователей. Технические проблемы, такие как недостаточная точность или ошибки конкретных устройств, могут препятствовать широкому распространению подобных платежей.
В московском метрополитене, который в октябре 2021 года ввёл оплату через распознавание лиц жалуются, что система далека от совершенства: «Постоянная работа — это проверка состояния камер. Они могут покрываться пылью, иногда пассажиры случайно задевают их сумками, сбивая фокус. Сам алгоритм распознавания также постоянно дорабатывают, чтобы лучше реагировать на внешние изменения: смену сезона, времени суток».
Ритейлеры, использующие биометрические данные для распознания покупателей по лицам, например, в «анти-вор» системах, неоднократно попадали в крупные скандалы, когда техника ошибалась. Так что владельцы магазинов могут специально выжидать, пока разработчики доведут системы биометрической оплаты до совершенства.
Технология не нашего времени
Ритейл с позитивом относится к будущему биометрических платежей, хотя и признаёт, что до превращения их в обыденность ещё очень далеко.
Так, X5 Group и Сбер запустили сервис «оплаты с помощью улыбки» в 2021 году. Далее он был масштабирован на более чем 17,5 тысяч касс самообслуживания. Сейчас, признают в компании, клиенты оплачивают покупки в основном с помощью банковских карт или СБП. Однако от проекта оплаты с использованием биометрических данных не отказались, технология проходит дальнейшие стадии пилотирования.
«Мы работаем над технической адаптацией системы и усовершенствованием технологии для более быстрых и комфортных покупок. Внедрение новых технологий — процесс длительный, на формирование новых привычек уходит время, поэтому оценивать использование биометрии правильнее через несколько лет», — рассказал представитель компании.
Ведущий продакт платежного пути «ВкусВилл» Максим Говорков рассказывает, что первые платежные терминалы «Оплата улыбкой» в сети установили в октябре 2023 года.
«С течением времени можно сказать, что данный способ успешно реализуется, им пользуются десятки тысяч наших покупателей, хотя и нельзя сказать, что именно этот способ стал основным или полностью заменяющим другие», — верит Говорков.
Президент АКИТ Артем Соколов уверен, что со временем технология биометрической оплаты будет широко популяризирована, особенно в части оплат за товары, на покупку которых есть возрастные ограничения. Причем распространение оплата по биометрии получит вне зависимости от канала продаж. Однако очевидно, что на формирование привычки к такому способу понадобится время.
Технологии в принципе всегда опережают рынок, добавляет Яцкевич. «Мы не сразу привыкли к повседневной оплате картами, к подпискам, к шерингу и удаленке. Всему этому предшествовало время и каскад контекстуальных обстоятельств, когда по-другому просто нельзя было. Самый яркий пример — пандемия, где невозможно было продолжать работать без средств удаленного доступа», — добавляет он.
Эксперт напоминает, что в продуктовом подходе есть понятие «ранних последователей» — они же гики. «По данным исследования Look at me в России всего лишь 0,1% гиков, кто готов пробовать новое, и несмотря на то, что этот показатель 2-й по миру — он все еще доказывает, что технологиям нужно время, чтобы быть принятыми в обществе. Биометрия не исключение», — заключает он.
Игорь Бахарев
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.