Несмотря на отсутствие четких правил игры и слабую транспортную инфраструктуру, рынок электронной коммерции в России активно развивается и привлекает инвесторов. Однако выйти на уровень рентабельности удается далеко не всем – мешает серый рынок.

 

Истории успеха
Компания Bay.Ru появилась на российском рынке в 2007 году. В развитие компании было вложено около 3 млн долларов на различных этапах. Эти деньги вкладывали инвестиционные ангелы и акционеры, которые стояли у руля компании.

«Мы ведем бизнес преимущественно с ориентиром на российских потребителей, но мы готовы удовлетворять спрос на товары из-за рубежа, поступающий не только из любой точки постсоветского пространства, но и за его пределами. Сейчас у нас немало клиентов в Казахстане, Украине и Белоруссии. Есть клиенты и из Европы, например из Чехии, Германии», – рассказал глава российского представительства Bay.Ru Максим Андрюхин.

По его словам, в 95% случаев компания доставляет товары из США. Bay.Ru также поставляет товары из Китая, Гонконга, Франции, Англии, Германии и других стран. Самую большую долю в продажах имеют Москва и Санкт-Петербург, но остальные регионы не сильно отстают. Большой прирост продаж наблюдается в Екатеринбурге, Краснодаре и Ростове-на-Дону. Средний чек составляет 350 – 400 долларов.

Среди планов Bay.Ru – помочь американским ритейлерам выйти на российский рынок. Компания ведет соответствующие переговоры с несколькими крупными сетями, которые продают автозапчасти, одежду и обувь. «Например, мы хотим установить тесные отношения с несколькими сетями, которые торгуют одеждой. У них есть свои интернет-магазины, но они не доставляют свои товары за пределы США. Им может быть интересно сотрудничество с Bay.Ru», – добавил Максим Андрюхин.

Bay.Ru также снизила комиссию для VIP-клиентов и простых покупателей. Комиссия для рядовых покупателей была уменьшена до 9%. «Это одна из самых низких комиссий на российском рынке», – радуется Максим Андрюхин.

«А совсем недавно мы сделали максимальный кэп на комиссию в 150 долларов. То есть даже если товар будет стоить 100 тысяч долларов, то комиссия составит 150 долларов. Это выгодно для тех, кто хочет купить что-то дорогое, но не готов переплачивать», – добавляет он.

Bay.Ru также ввела услугу «Адрес в США». Более продвинутые клиенты теперь могут самостоятельно покупать товары в любом интернет-магазине, внося оплату напрямую, без комиссии и посредников. Товар поступает на склад в Чикаго, и уже оттуда Bay.Ru отправляет его в Россию.

За все время существования на российском рынке Bay.Ru показала неплохие результаты.
В 2007 году над проектом работали 10 – 15 человек, сейчас численность персонала – более 125 человек, которые находятся в основном офисе в Чикаго и представительстве Bay.Ru в Москве. «Мы одни из немногих, кому удалось выйти в точку безубыточности. Сегодня мы не зависим от инвесторов, хотя рассматриваем их предложения. В этом году Bay.ru планирует выйти на оборот в 70 – 75 млн долларов», – говорит Максим Андрюхин.

Активно завоевывать российский рынок начала крупнейшая в мире торговая площадка eBay. Россия входит в число приоритетных для eBay рынков. В 2010 году интернет-аукцион запустил русскоязычную версию сайта ebay.ru. Официальное представительство компании в России открылось только в 2012 году, однако популярность eBay в России уже сейчас довольно большая.

В прошлом году число пользователей eBay в России выросло на 75%, оборот компании превышает 400 млн долларов. В день на Россию приходится 30 тысяч заказов. Основное преимущество eBay – это большой выбор товаров, который измеряется десятками тысяч наименований. Ни один оффлайн-магазин не способен это вместить. Второе преимущество – это относительно низкие цены.

В этом году eBay запустил русскоязычный сайт eBay.com. «Он обеспечит российским покупателям широкий выбор товаров со всего мира и по конкурентным ценам, дает удобную возможность просмотра категорий, поиска товара и предоставляет описание товара на русском языке, – объяснил генеральный директор eBay в России Владимир Долгов. – Запуск сайта на русском языке – это свидетельство продуманной и серьезной стратегии компании eBay по выходу на российский рынок».

eBay также обзавелся собственным приложением eBay App для смартфонов, а также представила новое мобильное приложение eBay Мода на русском языке, одно из наиболее популярных приложений в российском магазине App store.

Для России eBay – уникальный ресурс. Как говорит Владимир Долгов, сейчас у eBay нет прямых конкурентов, поскольку это единственный сервис, который в формате аукциона предлагает товар от частных продавцов из-за рубежа.

«Наша основная цель – чтобы как можно больше людей узнали о eBay. Сейчас в России примерно 60 млн пользователей интернетом, из них примерно 20 – 25 млн что-то покупают через сеть», – отметил Владимир Долгов.

Особенность продаж на eBay – это так называемый формат с2с («клиент – клиенту»), когда через сайт частный продавец находит частного покупателя. Торговля идет в формате онлайн-аукциона: продавец называет начальную стоимость вещи и указывает срок, в течение которого эта стоимость может быть изменена участниками торгов. Тот, кто до конца торгов предложит более высокую цену, считается покупателем товара. Лоты можно выставлять и по фиксированной цене.

Причем eBay не только помогает найти покупателя, но и участвует в перечислении денег и оформлении доставки товара. eBay также берет на себя гарантии как по оплате товара, так и по его доставке. «Иногда товары просто не доходят или доходят в поврежденном виде. В таких случаях eBay возвращает деньги покупателям и продавцам, если товар был испорчен не по их вине», – объясняет Владимир Долгов.

Проверенную временем бизнес-модель eBay использовали создатели интернет-ритейлера Wikimart. В 2008 году основатели проекта Максим Фалдин и Камиль Курмакаев решили привлечь нескольких именитых инвесторов вместо одного крупного. В Силиконовой долине основатели онлайн-торгового центра провели более 300 встреч в поисках инвестиций. Первый инвестор вложил 100 тысяч долларов в обмен на 5% компании. В результате было собрано более 700 тысяч от 20 инвесторов, работавших с такими компаниями, как eBay, Skype и Facebook.

В 2012 году Хедж-фонд Tiger Global Management и российский партнер фонда, пожелавший остаться неизвестным, вложили 30 млн долларов в развитие торговой площадки Wikimart.ru. Свой вклад в Wikimart также внесли основатель проекта по онлайн-торговле билетами Stubhub Джефф Флер, вице-президент Facebook Чамас Пелихапития и ряд частных инвесторов.

Сейчас на Wikimart более четырех тысяч магазинов, сайт онлайн-торгового центра посещают более 200 тысяч человек. Выручка компании составляет 110 млн долларов.

Новые игроки
Истории успеха стартапов на российском рынке воодушевляют зарубежные компании. Выйти на российский рынок планирует китайский интернет-магазин Alibaba. Alibaba договорился о партнерстве с группой QIWI. Клиенты магазина получили возможность оплачивать свои покупки с помощью QIWI Кошелька. Компания также ведет переговоры и с «Яндекс.Деньгами», которые уже работают с несколькими китайскими интернет-магазинами. Alibaba намерен провести агрессивный поиск партнеров, в том числе договариваться с социальными сетями о сотрудничестве.

Российский рынок интернет-ритейла оказался привлекательным и для компании Oodji, которая решила открыть свой интернет-магазин в России. В качестве платежного партнера компания Oodji выбрала провайдера ASSIST. А в конце прошлого года стало известно, что на российский рынок интернет-розницы планирует выйти крупнейший британский онлайн-магазин Asos.com. Не исключено, что он купит мелкого местного игрока.

Не отстают от интернет-ритейлеров и зарубежные платежные системы. Они также постепенно осваивают рынок. В 2012 году на российский рынок вышла компания PayU. Платежная система зарегистрировалась как юридическое лицо в России. В январе этого года компания выпустила отчет, в котором подвела итоги своего первого года работы в нашей стране. Среди услуг, предлагаемых PayU в России, имеется внедрение различных модулей интернет-оплаты напрямую в интернет-магазины, созданные с использованием различных CMS.

Сервис PayU позволяет подключать к магазину все популярные среди покупателей методы оплаты, в числе которых электронные платежные системы, терминалы оплаты и банковские карты, включая карты Visa Electron и Maestro. PayU также предоставляет магазинам возможность принимать платежи у клиентов Альфа-банка через интернет-банкинг «Альфа-Клик», а также поддерживает мобильные платежи.

Еще один сервис от PayU – программа по защите бизнеса. Она помогает предприятиям крупных и средних масштабов передавать часть функций, связанных с безопасностью платежей, специалистам компании PayU.

Однако самый главный проект, который PayU уже привела на российский рынок – это
программа защиты покупателей. Она действует на покупки, оплаченные с использованием так называемого авансового платежа. Согласно этой системе, клиент может вернуть аванс, если изменил решение о покупке. «Это программа уникальна тем, что позволяет снизить психологический барьер перед оплатой по интернету у рядовых покупателей», – рассказала генеральный директор PayU в России Елена Орлова.

По ее словам, при выходе на российский рынок компании пришлось столкнуться с некоторыми проблемами. «Мы решили выходить на российский рынок в 2011 году, когда здесь создали юрлицо и стали строить операционную деятельность. И как раз в это время был принят закон о регулировании деятельности по осуществлению переводов физических лиц в пользу интернет-магазинов, различных поставщиков товаров и услуг. Трудности вызвала необходимость в получении лицензии небанковской кредитной организации, которая продиктована этим законом. PayU пришлось потратить несколько месяцев, чтобы получить эту лицензию в России. Вот это основная трудность – наш бюрократический аппарат и большие сроки для прохождения каждой инстанции», – посетовала Елена Орлова.

В конце прошлого года к завоеванию российского рынка приступила американская платежная система Discover. Она заключила соглашение о сотрудничестве с банком Русский Стандарт, который должен заняться продвижением карточных продуктов Discover. Новые продукты рассчитаны на сегмент россиян со средними доходами.

Пробивается на рынок России и платежный сервис PayPal, принадлежащий eBay. Он наконец-то зарегистрировал свою дочернюю структуру «ПэйПал РУ» в России. Уставный капитал составляет 18 млн рублей. Сейчас PayPal ждет лицензии от ЦБ. Регулятор получил от компании все необходимые документы и направил их в налоговую службу для регистрации юридического лица

Это означает, что вскоре у российского сервиса появится возможность работать на российском рынке. Принятие PayPal означает, что российские пользователи могут не только покупать товары, оплачивая их со счета PayPal, что, возможно, было и раньше, посредством привязывания банковской карты к аккаунту в платежной системе.

Основным новшеством станет возможность получать платежи на счет, в том числе на интернет-аукционе eBay, который владеет PayPal. По мнению экспертов, компания начнет увереннее инвестировать в российские регионы.

Инвестиции в будущее
Российский рынок электронной коммерции очень привлекателен для инвесторов. Швейцарский фонд прямых инвестиций Pluribus Optimum также заинтересован во вложении средств в российский рынок e-commerce. Компания объявила о планах до конца 2015 года инвестировать 100 млн евро в проекты в области электронной коммерции, процессинга, документооборота, организации биллинга и приема платежей для интернет-торговли, а также 3PL логистики на территории России, стран СНГ.

В течение трех лет руководство фонда Pluribus Optimum планирует инвестировать свои средства в 20 – 25 проектов в России. Для этого фонд собирается в ближайшее время создать в России полноценное представительство путем приобретения контроля над одним из игроков на этом рынке. По прогнозу Pluribus Optimum, объем рынка электронной коммерции в России уже к 2020 году составит 40–60 млрд долларов.

К 2016 году объем электронной коммерции должен вырасти втрое. Такие данные содержатся в исследовании Boston Consulting Group (BCG). Доля электронной коммерции в интернет-экономике России через три года составит 43 млрд долларов.

«Росcийский e-commerce растет из года в год и если посчитать объем сделок, которые публично раскрываются, то их объем составляет сотни миллионов долларов в год. Однако практически все проекты, которые привлекли крупные инвестиции, еще не вышли на уровень прибыльности, практически все они ниже точки безубыточности. Пока это все инвестиции в будущее», – говорит Елена Орлова.

«В те проекты, которые появились несколько лет назад, были вложены очень большие средства, а до окупаемости еще очень далеко, – соглашается Максим Андрюхин. – Инвесторы хотят быть очень объективными в вопросе своих вложений. Они рассчитывают не на баснословный, но на реальный доход».

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Сергей Румянцев отметил, что сейчас в интернет-торговлю в России в основном вкладываются венчурные капиталы. Это люди, привыкшие рисковать. «Рынку интернет-торговли не хватает прозрачности. Еще одна проблема – слишком дорогая инфраструктура, денег на ее развитие не хватает», – заявил глава ассоциации.

Привлечению зарубежных инвестиций в российский рынок интернет-торговли мешают «серые» компании, добавил основатель компании Wikimart Максим Фалдин. Кроме того, в России очень сложно привлечь кредиты. Интернет-компаниям нечего заложить, кроме своего товара

«Но самый главный барьер – это доверие покупателей. Как только доверие покупателей к интернету вернется, объем интернет-торговли вырастет в 2 – 3 раза. Зарубежные компании начнут охотно инвестировать в этот рынок», – заключил Максим Фалдин.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments