Проходившая в Москве со 2 по 6 декабря 11-я ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction собрала на 10% посетителей больше, чем в прошлом году. Если раньше издатели и журналисты шутили, что ярмарка давно перестала оправдывать свое название, потому что там продается в основном художественная литература, то в этом году все было наоборот. Большинство новинок, львиная доля презентаций и мероприятий были посвящены нон-фикшн и научпопу. Похожий ажиотаж был на Красноярской ярмарке книжной культуры, которая проходила с 4 по 8 ноября. По составу участников она очень схожа с Non/fiction: небольшие независимые издательства, специализирующиеся на выпуске качественной прозы, научно-популярной или научной литературы, такие как «Иван Лимбах», «Новое литературное обозрение», «Ладомир», а также академические и университетские издательства. Практически все книги в Красноярске были раскуплены, отвозить домой или сдавать оптовикам было нечего. По данным магазина «Москва», несмотря на кризис, интерес сохраняется и к дорогим изданиям в жанре нон-фикшн, вроде книги Леонида Парфенова «Намедни», цена на которую превышает тысячу рублей. Также, по оценкам магазина, растет спрос на литературу о путешествиях и других странах.

Тенденция года

Нон-фикшн, который сейчас представлен на рынке, в основном переводной, но все больше становится и русскоязычного. Эту тенденцию фиксирует премия «Просветитель», учрежденная фондом «Династия». В этом году лауреатом в гуманитарной сфере стал Григорий Козлов, автор книги «Покушение на искусство», а в естественно-научной — Леонид Пономарев с работой «Под знаком кванта». Также к премиям за нон-фикшн стоит отнести и «Общественную мысль», созданную Институтом общественного проектирования. В центре внимания этого конкурса труды по экономике, социологии и социальной истории, но среди шести призеров попадаются книги, близкие к традиционному нон-фикшн, например работа Ирины Савельевой и Андрея Полетаева «Социальные представления о прошлом, или Знают ли американцы историю».

Расширяется и круг издательств, выпускающих нон-фикшн. Если раньше специализированные серии были только у «Нового литературного обозрения» («Культура повседневности») и «Молодой гвардии» («Живая история: повседневная жизнь человечества»), то за последние несколько лет своими сериями обзавелись «КоЛибри» («Мелкоскоп» и Galileo), «Текст» («Краткий курс»), а также «Амфора», у которой нон-фикшн выходит сразу в нескольких сериях («Новая эврика», «Дискография», «Мемуары гейши»). Нон-фикшн можно считать тенденцией года, она охватила весь рынок от мелких до крупных издательств: мировой бестселлер Роберто Савьяно «Гоморра», документальный роман о неаполитанской организованной преступности, выходит в маленьком издательстве «Гелеос», а гигант «АСТ» выбрасывает на рынок сразу два перевода книги Джареда Даймонда «Ружья, микробы и сталь». Появляются и отдельные специализированные издательства — например, «Альпина нон-фикшн». Отдельно стоит отметить постоянно растущий рынок травелогов. Здесь лидирует «Амфора» (серия «Амфора Travel», в которой каждый месяц выходят по 2-3 произведения классики мировой литературы о путешествиях), «Рипол Классик» (серия «Есть, молиться, любить» и отдельные книги), а также «Европейские издания», которые почти целиком специализируются на травелогах.

Нет конкуренции

«В прозе сейчас все более или менее сказано. Сегодня художественная литература постоянно использует факты и приемы нон-фикшн. Даже поэзия сейчас как бы нон-фикшн. В качестве примера можно взять Веру Полозкову или Виталия Пуханова, у которого стихи фактически публицистика», — рассуждает о причинах популярности жанра генеральный директор премии «Большая книга» Георгий Урушадзе. В сезоне 2008/2009 второй приз «Большой книги» достался роману Александра Терехова «Каменный мост». В этом произведении, написанном по мотивам историко-журналистского расследования, от нон-фикшн больше, чем от художественной литературы.

На наших глазах нон-фикшн не только увеличивает свое присутствие в издательских каталогах, но и вторгается в другие жанры. В 2006-2007 годах был популярен так называемый офисный роман (например, «Духless» Сергея Минаева), в 2007-2008 годах его сменил вернувшийся полузабытый советский жанр — «производственный роман» (подробнее см. «Книга про нас» в № 6 (43) от 16.02.2007) — оба содержали в себе достаточно элементов, собственно романам не свойственных. «И потом нон-фикшн писать легче, — продолжает Урушадзе. — Здесь практически нет конкуренции. Выбрал себе тему — и садись пиши. Новый роман конкурирует со всеми вышедшими до него романами на похожую тему, а русский автор нон-фикшн конкурирует только с иностранными авторами. Причем простор для личного высказывания здесь такой же, как в прозе». Другое объяснение связано с недостатками работы СМИ. Ирина Прохорова, главный редактор издательства «Новое литературное обозрение», видит такую причину: «Людям не хватает достоверных источников информации, и они ищут их в хорошей литературе. У людей голод по качественными книгам. Интерес к нон-фикшн опровергает домыслы о том, что золотой век чтения остался в прошлом, и говорит о здоровом состоянии общества». Книги в жанре нон-фикшн могут удачно дополнять СМИ меньшей идеологизированностью, охватом информации и более глубоким анализом.

Электронное будущее

Екатерина Мосина, руководитель отдела маркетинга магазина «Москва», который с начала лета торгует электронными книгами, говорит, что покупатели жалуются на отсутствие среди предложения книг в жанре нон-фикшн. Александр Иванов, главный редактор издательства «Ад Маргинем Пресс», выдвигает гипотезу, что именно у электронной литературы в жанре нон-фикшн большое будущее: большинство пользователей компьютера привычку к чтению с экрана приобретают, просматривая электронные версии газет и журналов. Книга рассматривается ими как дополнение к тому, что они уже прочли в СМИ. «С другой стороны, — продолжает Александр Иванов, — у чтения художественного произведения немного другой темп, он более медленный, расслабленный». Тогда как нон-фикшн чаще всего читается достаточно быстро. Таким образом, в постепенной революции в чтении, связанной с переходом с бумажного носителя на электронный, именно в области нон-фикшн процесс «дигитализации» будет идти быстрее, чем в художественной прозе.

В США уже появился интересный проект электронной литературы, которым занимается бывший главный редактор The New Yorker и Vanity Fair Тина Браун, сейчас возглавляющая информационный сайт The Daily Beast. Популярность ресурса оценивается в 3 миллиона пользователей в день. Два месяца назад было объявлено о старте проекта Beast Books. На написание обычной книги уходит около года, еще девять месяцев занимает ее выпуск. Так что книга попадает на прилавки магазинов почти через 2 года после события, от которого автор отталкивался. В случае с новыми «ускоренными книгами» Браун все сроки сокращаются. На работу авторам отводится от месяца до трех, после чего книга моментально выходит в электронном виде и лишь потом — в мягкой обложке. Такая книга будет тоньше традиционного издания, но явно больше статьи.

Браун объясняет, что у читательского интереса есть «окно», то есть срок внимания публики к той или иной теме жестко ограничен. За те два года, что бумажная книга добирается до читателя, интерес к этому сюжету скорее всего утихнет. А вот книга формата, придуманного Браун, может и успеть попасть в такое «окно». Первая книга нового проекта должна будет появиться в январе 2010 года. В зависимости от количества скачанных копий издатели подкорректируют объем первого тиража.

О подобных российских инициативах пока ничего не известно, хотя они могли бы восполнить недостаток достоверной информации, о котором говорила Ирина Прохорова: «Как показывает опыт двух недавних ярмарок в Москве и Красноярске — что в столице, что в Сибири этот голод одинаков».

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments