Наказанием рублем в компаниях уже никого не удивишь. "Секрет фирмы" нашел людей, которые стали жертвами более изощренных "пыток" со стороны работодателей. И хотя кнут считается не самым эффективным способом воздействия, иногда он работает лучше пряника.
Обнаженная натура
Лишение премии, штрафы и увольнения — самые популярные наказания в компаниях. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного "Секретом фирмы" на своей страничке в сети Facebook. Почти никто из участников опроса не выбрал такие экзотические варианты, как "запрет на посещение корпоративных вечеринок", "рукоприкладство" и "корпоративный бойкот". Тем не менее некоторые руководители используют нестандартные наказания. И эти методы часто работают.
В конце ноября 2012 года в социальной сети "В контакте" появились откровенные фотографии сотрудников салона МТС из города Набережные Челны. Продавцы, одетые в нижнее белье и купальники, сфотографированы прямо на рабочем месте — возле витрин с сотовыми телефонами, на фоне логотипа компании. После того как событие получило огласку в СМИ, им заинтересовалась городская прокуратура. На допросе сотрудники пояснили, что управляющий менеджер оперативной зоны "Закамье" макрорегиона "Поволжье" Русской телефонной компании (структуры, управляющей салонами МТС.— СФ) Юлия Биктимирова наказала их "съемкой в эротической фотосессии" за невыполнение плана по продажам товара.
Прокуратура усмотрела в инциденте нарушение закона и возбудила в отношении Биктимировой административное дело по статье 19.1 КоАП "Самоуправство". По итогам его рассмотрения мировым судом "креативная" начальница была оштрафована на 300 руб. Правда, на момент сдачи этого номера СФ в печать решение суда еще не вступило в законную силу. Обвинений в свой адрес Биктимирова не признает. "Она утверждает, что съемка проводилась для конкурса перед корпоративом, а фотографии сделаны сотрудниками по собственной инициативе",— заявил СФ помощник прокурора Набережных Челнов Станислав Жук.
В головном офисе МТС сдержанно пожурили участников инцидента. По словам пресс-секретаря МТС Валерии Кузьменко, фотосъемка в купальниках на рабочем месте — это нарушение трудовой дисциплины. По ее мнению, снимки демонстрируют пример неудачного тимбилдинга, чем наказания. "Сниматься в неглиже можно дома, но никак не на работе,— поясняет Кузьменко.— Поэтому всем участникам фотосессии были вынесены замечания согласно трудовому законодательству".
По мнению бывших сотрудников Русской телефонной компании (РТК), знакомых с ее трудовым распорядком, откровенная фотосессия, скорее всего, была добровольно-принудительной. "В РТК в начале отчетного периода руководитель объявлял сотрудникам, какая премия будет ожидать их в случае выполнения плана по продажам,— комментирует бывший управляющий менеджер РТК.— Также сотрудники заранее сами выбирали себе наказание в случае его невыполнения. Видимо, ребята из Набережных Челнов сказали руководству, что сфотографируются в купальниках. А корпоративная культура РТК такова, что если пообещал, будь добр, выполни".
Работа за решеткой
Мордовская тюрьма Дубравлаг занимает площадь 60 кв. км и включает 17 колоний, в том числе единственную в России зону для иностранных граждан. Одна из саранских газет решила отправлять своих "проштрафившихся" корреспондентов в эту тюрьму.
В 2009-2011 годах редактор сайта Rabota.ru Алексей Киндялов работал корреспондентом в этой газете, писал о событиях в мире культуры и социальных проблемах. Пару раз в месяц издание публиковало статьи о быте заключенных, репортажи с празднования Нового года в тюрьме, интервью с осужденными. Газета давно сотрудничала с местным управлением Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), поэтому журналисты получали разрешение на посещение колонии. Однако корреспонденты не очень любили ездить в командировки в лагерь и под любым предлогом старались от них отказаться. Чаще всего туда отправляли новичков или журналиста из отдела происшествий. "Из Саранска до Дубравлага примерно два с половиной — три часа езды в один конец, а зимой еще и в 25-градусный мороз. Ощущения не из приятных,— вспоминает Киндялов.— Но больше напрягала сама работа. Истории заключенных были как под копирку. Люди изображали из себя белых и пушистых, при этом они были осуждены за совершение тяжких преступлений".
Сотрудники газеты не всегда четко выполняли свою работу: допускали фактические ошибки в текстах, срывали дедлайны, не приходили вовремя на работу, не слишком оперативно освещали "горящие" темы. В 2009 году главный редактор решил покончить с расхлябанностью в коллективе. Он объявил сотрудникам, что отныне репортажи из тюрьмы будут писать нарушители дисциплины. Так он нашел и наказание для виновных, и исполнителей для неприятной работы. Если же нарушителей дисциплины не было, в лагерь ехал журналист профильного отдела.
Впрочем, даже "штрафные" поездки в зону помогали сделать интересный материал. Киндялов как-то побывал на концерте в колонии Дубравлага и был поражен, как одна из заключенных исполняла песню "Москва—Владивосток". "Я взял у нее интервью — она отбывала шестилетний срок за мошенничество",— вспоминает Алексей. Позже девушка стала победительницей Всероссийского конкурса песни среди осужденных "Калина красная" и была освобождена условно-досрочно.
Шах и мат
Услышать нецензурные выражения в России можно везде, в том числе и в публичных местах. В некоторых компаниях бранная речь — один из традиционных способов воздействия на нерадивых сотрудников.
Когда Александра Никифорова (фамилия и имя изменены) пришла на работу в пензенский медиахолдинг "Единая информационная система", она не знала, что на провинившихся сотрудников генеральный директор Евгений Мануйлов ругается матом. Чаще всего под горячую руку начальника попадали люди, не выполнившие план по продажам рекламы или допустившие ошибки при верстке журналов. В прошлом году одна из сотрудниц готовила макет рекламного объявления, согласовала его с рекламодателем и московским партнером. Но забыла утвердить материал у руководителя. Когда издание вышло в свет и Мануйлов увидел не согласованный с ним макет, он пришел в ярость: ему не понравилось, что объявление находилось в рамке. Нарушительница в тот момент была в отпуске, поэтому выслушивать брань директора пришлось всему отделу.
По словам Никифоровой, в тот день руководитель матерился примерно три часа с небольшими перерывами. В какой-то момент одна из девушек не выдержала и расплакалась. "Мат унижает достоинство человека",— считает Никифорова.
Сам Евгений Мануйлов заявил СФ, что действительно иногда использует ненормативную лексику как средство воздействия на персонал. По его словам, некоторые сотрудники лучше воспринимают это лаконичное средство коммуникации и впоследствии работают эффективнее. Никаких других наказаний в "Единой информационной системе" нет.
На корм рыбам
Лишение премии — не самое приятное наказание для сотрудников. Но когда деньги "штрафников" компания тратит на благое дело, персонал готов с этим смириться.
Как рассказывает HR-директор "Агентства "Контакт"" Любовь Корпачева, в одной московской дистрибуторской компании и рядовые сотрудники, и менеджеры постоянно опаздывали на работу. Безответственность коллектива раздражала гендиректора: на утренних совещаниях ему постоянно приходилось прерывать свою речь, когда открывалась дверь в кабинет, и в нее с извинениями входил очередной опоздавший. Руководитель придумал, как бороться с нарушителями. В комнате для совещаний он установил аквариум без воды, но с искусственными водорослями и муляжами рыбок. Отныне каждый опоздавший должен был при входе в кабинет опускать свою визитку в аквариум. По истечении месяца директор вытаскивал и подсчитывал визитки. А в качестве наказания удерживал из зарплаты сотрудников определенную часть на содержание настоящего аквариума. Он был куплен уже давно, стоял в холле и требовал затрат на регулярную очистку и корм для рыб. После того как опоздавшие стали лишаться существенной суммы денег и в коллективе их теперь называли "кормильцами рыб", большинство из них начали вовремя приходить на работу. Рыбки, говорят, при этом не пострадали.
Жизнь под колпаком
Чтобы сейлз-менеджеры заключали больше сделок, руководители придумывают разные способы для подстегивания трудового рвения.
Руководитель группы консультантов по подбору персонала компании "Анкор бизнес-решения" Елена Тубашова рассказывает, что каждую пятницу в офисе московской FMCG-компании отдел продаж подводил итоги недели. Сотрудник, показавший самый низкий результат, был обязан неделю ходить по офису в ярком колпаке с надписью "Худший торговый представитель". В компании утверждали, что такое наказание неплохо мотивировало персонал.
Другую практику наказания нерадивых сейлзов использовали в некоем банке. По словам старшего консультанта по подбору персонала компании "Анкор медицина и фармация" Евгении Сосиной, руководитель отдела по продаже розничных продуктов (телефонные продажи) устраивал среди своих сотрудников конкурс. Раз в месяц лучший сейлз мог взять отгул на целый рабочий день, а вместо него обязанности выполнял "лузер" месяца. Борьба за то, чтобы не оказаться на последнем месте, разгоралась нешуточная: люди задерживались допоздна в офисе, лишь бы побольше продать. Так что стремление избежать наказания иногда может служить хорошим стимулом к работе.