По количеству торговых площадей на душу населения Петербург вплотную приблизился к уровню цивилизованных европейских стран. Хорошо это или плохо?

Лет семь назад специалисты ругали "ярмарки, загнанные под крышу" и гордо именовавшие себя торговыми комплексами. Сегодня большинство таких объектов прошли через горнило реконцепции и к новым ТК предъявляют достаточно высокие требования – арендаторы категорически не хотят идти в несовременные комплексы.

Но все это в большей степени касается непродуктового сегмента. Между тем около 85% оборота розничной торговли приходится на сетевой ритейл, и это уже касается продуктовых магазинов. Хорошо это или плохо?

С одной стороны, сети – стандарт, ясный по всем параметрам – от закупочных цен до качества обслуживания. С другой – это диктат для прочих участников рынка: поставщиков, покупателей, разного рода партнеров. Например, сетевым операторам неинтересно иметь дело с мелкими производителями – не те объемы поставок. Соответственно, производители вынуждены или кооперироваться, или организовывать собственную торговлю, или отдавать продукцию по назначенной оператором цене, зачастую заниженной. Вдобавок поставщикам нередко предлагают доплатить за маркетинговые акции, продвижение их товара, возврат остатков и т.д. По сути, им предлагают купить "входной билет" в магазин. Но невысокие закупочные цены не означают, что покупатель в сетевом магазине имеет возможность приобрести более дешевый товар, чем в несетевом: стоимость товара для потребителя в сетях нередко выше, чем в ларьке по соседству с домом и при этом – будьте спокойны! – обязательно обоснована перечнем издержек.

Сетевики, таким образом, отрезают от покупателя отечественные продукты, отдавая предпочтение иностранным – не всегда качественным, но почти всегда дешевым. Массовая закупка дешевого импорта периодически вызывает обвал оптовых цен в том или ином сегменте, однако до конечного потребителя эта волна не докатывается никогда – ценники на полках не меняются.

Принятый в 2010 году Закон о торговле, который, по замыслу, должен был умерить аппетиты сетевиков, не работает – готовятся новые ограничения. Например, предполагается запретить навязывание поставщикам логистических, маркетинговых и других "сопутствующих" платных услуг ритейлера, а также установить границы торговых наценок – до 15% на социально значимые товары. Законопроект уже в Госдуме. Хорошо это или плохо? С одной стороны, есть надежда, что социально значимые товары будут чуть дешевле, с другой – есть вероятность, что они вообще исчезнут с полок магазинов как невыгодные. А что касается прочих ограничений, то сетевики, как показывает практика, научились обходить их. В проигравших, следовательно, опять могут оказаться поставщики и потребители.

Между тем, если верить прогнозам специалистов, сети и по сей день наращивают свое присутствие в регионе, а соответственно, и долю на рынке. Хорошо это или плохо?

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments