Глобализация мира завершится еще не скоро — такой вывод можно сделать из исследования логистического гиганта DHL. Самые обширные и при этом глубокие связи с другими государствами — у Нидерландов. Россия, напротив, лишь на 68-м месте. Что мешает нам интегрироваться, выяснил "Огонек"

Материалы подготовили Кирилл Журенков, Сергей Мельников, Ольга Филина

Четверку крупнейших мировых логистических компаний (наряду с DHL это FedEx, UPS, TNT) считают барометром мировой экономики. Веяния кризиса они фиксируют задолго до того, как он разразится: международные обмены сокращаются, торговля замедляется, посылки становятся дешевле, поэтому за показателями их отчетности зорко следят. Выпущенное в прошлом году исследование DHL сразу вызвало интерес во всем мире: эксперты составили Индекс глобальной интеграции, определив, какие страны могут похвастаться самыми обширными и глубокими связями с другими государствами, а кто, напротив, замкнут на себе. В индексе были замерены не только экономические связи, например объемы торговли или движение капиталов, но и менее очевидные показатели — пропускная способность интернета, интенсивность международных телефонных звонков, численность мигрантов или, скажем, иностранных студентов. То есть глобализация рассматривалась как на макроэкономическом, так и на вполне бытовом уровне.

И вот на днях эксперты представили очередной индекс, составленный на основе более миллиона данных, собранных с 2005 по 2011 год по 140 странам мира. Основной вывод доклада: степень мировой интеграции по большинству показателей пока не превышает 20 процентов, а разрыв между странами остается огромным: у лидера рейтинга, Нидерландов, индекс — 88, у аутсайдера, Бурунди, всего лишь 10. Это, по мнению компании, означает, что страх глобализации преувеличен.

Девять из десяти самых интегрированных стран находятся в Европе, к тому же это ведущий регион с точки зрения широты и глубины человеческих связей (то есть численности мигрантов, студентов из других стран, туристов). Восточная Азия и Тихоокеанский регион лидируют по уровню торговых связей, а Северная Америка — по капиталам (в частности, прямым иностранным инвестициям) и информационным связям. Самый неинтегрированный регион — Африка (южнее Сахары), но он же показывает и самый большой рост в рейтинге.

Что касается России, то с прошлого года наша страна отдала две позиции в рейтинге (сегодня она на 68-м месте с индексом 43). Попасть в лидеры ей мешает не столько слабость экономики, сколько бюрократия. Это особенно касается логистики. Так, все крупные логистические компании жалуются на проблемы с таможней, на необходимость собирать сотни справок для отправки самых обычных грузов. Поэтому, как ни парадоксально, развитие интеграции стало делом частных лиц, которые хотят покупать товары за рубежом и общаться со всем миром.

— Разумеется, уровень глобализированности той или иной страны в первую очередь вытекает из интенсивности ее коммерческих, деловых контактов,— рассказал "Огоньку" Джон Пирсон, генеральный директор компании DHL Express в Европе.— Но иногда частные пересылки грузов тоже вносят свою лепту. Это, например, справедливо в отношении России. У вас очень активно развиваются интернет-покупки: люди заказывают редкие товары для дома, одежду из-за границы. Перед праздниками частные пересылки, кстати, станут особенно заметны: россияне будут покупать за рубежом подарки. В целом, полагаю, что со временем интенсивность пересылки срочных грузов россиянами, как внутри страны, так и за ее пределами, будет только возрастать.

Отечественные эксперты, однако, полагают, что без решения проблем с инфраструктурой (и в целом — с отечественными порядками) на государственном уровне все равно не обойтись.

— Мы на 138-м месте по уровню и качеству работы таможни в опросах Всемирного банка, по рейтингу железнодорожной инфраструктуры — на 83-м. Для сравнения, наши соседи — Украина, Прибалтика и прочие располагаются ближе к началу,— разводит руками Анатолий Федоренко, заведующий кафедрой управления логистической инфраструктурой НИУ ВШЭ.

Одна проблема тянет за собой другую: низкие коммерческие скорости на российских дорогах повлияли на резкое сокращение объема транзитных перевозок по сравнению с советским временем. Есть и технические сложности: к примеру, ширина железнодорожной колеи у нас больше, чем в Европе, и в белорусском Бресте составы с грузами вынуждены переходить с одной на другую. Хорошая новость: недавно было решено продлить "русскую" колею до Вены и загружать и разгружать вагоны именно там — в специальном центре, который еще предстоит построить.

— Европе в этом смысле легче, она едина. И потом, конечно, логистика напрямую увязана с экономикой: пока мы везем в ту же Европу сырье, нам не нужно ничего, кроме трубопроводного, морского и железнодорожного транспорта. Будем поставлять что-то еще — глядишь, начнут развиваться дороги, грузовой авиатранспорт,— прогнозирует Федоренко.

Впрочем, с другими видами связей в России тоже пока не все гладко. Так, по данным экспертов DHL, если пропускная способность интернета у нас всего 31,911 бита в секунду на одного пользователя, то в Нидерландах — 162,532 бита. Как говорится, почувствуйте разницу.

 

Деловые отношения
Топ-10

Вопреки расхожему мнению, больше всего товаров на экспорт мы поставляем в Европу

Главные направления для экспорта российских товаров (в процентах от общего импорта страны-партнера)

1. Нидерланды — 15%
2. Китай — 8%
3. Италия — 7%
4. Германия — 6%
5. Польша — 5%
6. Украина — 4%
7. США — 4%
8. Турция — 4%
9. Япония — 3%
10. Южная Корея — 3%

Основные товары, экспортируемые Россией

— нефть и нефтяные продукты
— природный газ
— металлы
— древесина и продукты из древесины
— химикаты
— разнообразные гражданские и военные изделия

Источник: DHL

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments