Общепит постоянно стремится предложить покупателю что-то новое. Это без преувеличения самая динамичная сфера розничной торговли. Развиваться здесь можно только двумя способами: или предложить продукт устойчивого спроса вроде пиццы, или что-то совершенно новое. Но сложности будут так или иначе. В первом случае – сумасшедшая конкуренция, во втором – необходимость формировать спрос с нуля. Движение во втором направлении выбрали наши сегодняшние герои, которые 5 лет назад успешно вывели на рынок замороженные йогурты под брендом «Тутти Фрутти» и превратили небольшой семейный бизнес в федеральную сеть, которая уже сейчас начала покорять рынки сопредельных государств. О том, чем живет сегодня рынок десертов быстрого приготовления, насколько трудно адаптировать к российским условиям иностранный продукт и как получить от небольшого островка в торговом центре прибыль на уровне полноценного кафе, «Жажде» рассказал один из создателей и исполнительный директор «Тутти Фрутти» Александр Пахомов.

Ешь сладкое, не толстея

Одной из главный сложностей на старте, по словам Александра, была неизвестность продукта широкой публике. Сегодня даже в Москве люди спрашивают, что такое замороженный йогурт, а в отзывах в интернете часто называют «мороженкой». Поэтому начнем мы с очень краткого экскурса в историю. Если хотите сразу к делу – переходите к следующему подразделу.

Технология была придумана еще в 70-е годы прошлого века в США в качестве альтернативы высококалорийному мороженому. Она приобрела популярность у спортсменов, любителей активного образа жизни и других людей, которые следят за своим весом, но не хотят отказываться от сладкого. Препятствием к популяризации продукта стали его вкусовые качества, которые мало чем отличались от обычного мягкого мороженого. Пресловутого вау-эффекта у широкой публики он не вызвал.

Второе рождение замороженный йогурт пережил в середине 2000-х годов. Вкус был доработан, и продукт стал абсолютно самостоятельным, приобретя огромную аудиторию любителей попробовать новинку. В короткое время замороженные йогурты распространились по всей Америке, добрались до Европы и Азии, а в конце десятилетия оказались и в России.
Александр Пахомов: «Если говорить о международных франшизах, то крупнейшей в этой отрасли является американская Pinkberry. Она была представлена в России, но закрылась, так как попала под санкции. Также есть южнокорейская Red Mango, у которой есть российское отделение и несколько локаций в Москве. Есть еще ряд крупных американских брендов, но они не очень распространены даже в Европе. За Tutti Frutty стоят выходцы из Южной Кореи, которые приехали в США делать бизнес и создали уникальный вкус. У этой сети более 800 локаций в разных странах мира».

Сотрудничество с международной компанией специфично в сравнении с обычным «внутренним франчайзингом». С одной стороны, ты точно так же получаешь готовую технологию и закупаешь проверенное оборудование у ее владельца. С другой, теряются многие преимущества. Известное за рубежом имя может ничего не сказать российскому потребителю. Специфика работы на рынках разных стран различается настолько, что даже помощь иностранного консультанта не всегда поможет.

Зато франчайзер далеко и поэтому редко будет глубоко вмешиваться в работу – главное, поддерживать требуемый уровень качества продукта. Во всем остальном ты являешься самостоятельным предпринимателем и даже получаешь эксклюзивное право продавать франшизу на закрепленной территории.

Семейный бизнес плюс

В современных условиях привезти в Россию крупную международную франшизу стало гораздо проще, чем раньше. Есть интернет, и он дает доступ к контактам любой компании из любой точки земного шара. Если есть уверенность в своих силах, можно выходить на владельцев брендов и вести переговоры. Но нужно понимать, что требуется достаточно много свободных средств, потому что открывать бэк-офис придется точно так же, как и при создании бизнеса с нуля.

В случае с Tutti Frutti главной задачей было найти вкус, который понравится именно российскому потребителю. И важную роль сыграло название – яркое, звучное, запоминающееся и понятное российскому потребителю. Иностранная франшиза на момент покупки была очень сырой: фактически она включала только поставку сырья, упаковки, оборудования и технологию производства. Стандарты подготовки ингредиентов, обслуживания оборудования и работы линейного персонала пришлось разрабатывать самостоятельно. Кроме того, на собственные плечи легли поиск и оформление мест для точки продаж. Сегодня российским покупателям франшизы «Тутти Фрутти» предлагается полный бренд-бук.

Александр Пахомов: «Изначально Tutti Frutti был идеей небольшого семейного бизнеса. Мы планировали открыть несколько кафе в Москве, спокойно работать и не особенно заморачиваться над развитием. Но в процессе все изменилось. Фактически в 2012 году мы открылись, а где-то в 2013-м уже начались звонки в офис с вопросами о том, как открыть такой же бизнес. Вообще это было такое время – бум франшиз. Они появлялись в огромном количестве, и спрос тоже был большой. Тогда мы подумали: почему бы и нет. Если офис находится в Москве, открывать такое кафе в Екатеринбурге, если там нет бэк-офиса и проверенных людей, практически нереально. Вы должны чувствовать, как работает ваш бизнес, что происходит на местах».

В планах создателей – охватить сетью Россию и все ближнее зарубежье. Кафе «Тутти Фрутти» уже действуют в Казахстане, буквально на днях (на момент публикации статьи, июль 2017. – Прим. ред.) открылось кафе в Ереване (Армения), в процессе переговоры с Минском (Беларусь) и Душанбе (Узбекистан).

Через санкции к звездам

Этой сфере бизнеса свойственна зависимость от иностранных поставщиков – в России многого нет вообще или качество не соответствует стандартам. В первые годы ингредиенты закупались в Корее, Тайване, Малайзии, странах Европы. Когда Россия ввела зеркальные санкции против ряда иностранных государств, молочные смеси были запрещены к ввозу, а стоимость других составляющих выросла вдвое. Из-за падения рентабельности закрылись некоторые конкуренты Tutti Frutti.

Александр отметил, что в сложившейся ситуации у них было только два выхода: или тоже прекращать работу, или искать другие способы получения ингредиентов. Вариант с закрытием развивающейся сети, приносящей доход, или ее диверсификации практически не рассматривался. Некоторый запас сырья на складах дал несколько месяцев времени, которые были потрачены на создание собственного локального производства. Получить результат, который удовлетворил бы самих создателей, удалось не сразу, но сегодня им можно гордиться.

Александр Пахомов: «Запустить само производство мы смогли довольно быстро, но примерно полгода ушло на то, чтобы получить вкус, который мы хотели. По некоторым позициям мы добились качества лучше, чем в международной сети. К примеру, шоколад. Многие потребители в России знают качество и вкус бельгийского и швейцарского шоколада и хотят именно такой уровень. В Америке и Азии люди не гурманы по этой части, там используют продукт дешевле. Мы закупаем швейцарское сырье, которое дает нам нужное качество. Что касается йогуртов и молочной продукции, то нам самим удалось сделать продукт, полностью отвечающий международным стандартам, и этим мы очень гордимся».

Локализация производства позволила сохранить цены на прежнем уровне. Несмотря на кризисные ситуации последних лет, Tutti Frutti держала рыночные цены в течении двух лет.

Немаловажную роль для поддержания приемлемого уровня цен играет контроль расходов. Скажем, в обычном ресторане калькуляция делается так: для каждого блюда считается, сколько нужно продуктов, какова себестоимость, а потом делается наценка. При самообслуживании посчитать расходы гораздо сложнее, потому что каждый клиент выбирает вкусы йогурта, фрукты и их количество самостоятельно. Много времени и сил пришлось затратить на то, чтобы выстроить эту систему, наладить ИТ-программы  и оптимизировать учет продуктов.

Создаем вау-эффект

Спрос на замороженный йогурт очень стихийный. Гости в России не ездят в ТРЦ специально ради десерта – они покупают его попутно при посещении других магазинов. Поэтому первый этап «воронки продаж» в этой сфере бизнеса – это внешний вид острова. Он просто обязан быть ярким и красивым, привлекать посетителей своим внешним видом, аппетитными изображениями на плакатах. Если на точке работает промоутер, он дополнительно обращает внимание проходящих мимо людей, рассказывает о продукте и помогает пользоваться фризером.

Александр Пахомов: «Как правило, люди прогуливаются по торговому центру, и красивый остров с подсветкой, свежими фруктами, красивыми топпингами их привлекает. В этот момент появляется желание купить. Самая главная фишка замороженного йогурта в том, что это очень эмоциональный продукт».

Внимание посетителей привлекает также необычная для рынка концепция. Гость может приготовить десерт с помощью фризеров самостоятельно, используя любые ингредиенты в любом количестве. Это достаточно просто: надавить несколько рычагов – и готово. Пользоваться фризером могут и дети, и их родители. Машины крепкие и надежные, они выдерживают большой поток людей.

У такого формата есть и положительные, и отрицательные стороны. Положительных больше. Во-первых, не требуется много персонала на торговой точке, достаточно одного кассира и промоутера. Для нормальной работы на потоке в обычном режиме потребовалась бы смена в 3-4 человека. Во-вторых, покупка становится для гостя своего рода интерактивной игрой, а это сейчас пользуется спросом у покупателей, независимо от возраста.  А в-третьих, между гостем и самим продуктом нет преград в виде работников кафе или фиксированных предложений по меню, они сами создают свой десерт таким, каким хотят в этот момент.

Единственный серьезный недостаток – это необходимость покупать дорогие фризеры высокого качества. Оборудование должно быть крепким. Стоимость одного фризера составляет порядка 500 тыс. рублей, а их на точку нужно 3-4.

Также у качественного оборудования есть еще один значительный  бонус: ремонтировать и менять его приходится реже, чем более дешевые варианты, так что затраты окупаются. Фризеры отрабатывались в экстремальных условиях летних фестивалей при температуре воздуха выше 30 градусов на практически нескончаемом потоке людей, и отлично себя зарекомендовали.

Конкуренцию на рынке замороженных йогуртов сейчас трудно назвать именно конкуренцией, потому что обостряется она, если рынок перенасыщен, а предложение значительно превышает спрос. В этой сфере все по-другому. Каждый игрок на  рынке работает на популяризацию продукта, доносит его преимущества до людей. Такого, чтобы в одном торговом центре стояли несколько франшиз замороженных йогуртов и конкурировали между собой, практически  нет.

Зато ощутима конкуренция с другими видами десертов типа Baskin Robbins, «Шоколадницы» или других палаток с мороженым. Здесь «Тутти Фрутти» имеет некоторое преимущество, поскольку продукт низкокалорийный,  содержит полезные пребиотики, а сам бренд предлагает интересную концепцию обслуживания.

Александр Пахомов: «Еще одна наша особенность – мы всегда даем попробовать наш продукт. Мы не стесняемся его и не прячем, наоборот, гордимся им. Случалось, что я сам подходил к кафе-мороженым и говорил: «Ребята, я не знаю, какое мороженое выбрать, можно попробовать несколько вариантов?» И в 80% случаев мне отказывали. Я не понимаю, почему так. Могу только предположить, что иногда покупаешь там мороженое, пробуешь и понимаешь, что больше сюда не придешь. Мы открыты в этом отношении. Тем более, вкусы мы регулярно меняем, придумываем какие-то новые сочетания и продукты. Недавно, например, были «Австралийские недели» со вкусом «пряный манго», скоро начнутся «Французские недели» со вкусом «клубника-базилик» и т. д.»

Сложности

На старте бизнеса по продаже замороженных йогуртов, больше всего времени занимает поиск подходящего места. Далеко не каждый торговый центр подходит для работы: по проходимости, наличию площади в правильном месте, инфраструктуре. В начале работы с сетью некоторые локации были выбраны неправильно, и «Тутти Фрутти» приходилось перевозить кафе в другие места. Сегодня уже наработан серьезный практический опыт в выборе мест и в анализе покупательской активности, поэтому  многое можно спрогнозировать заранее. Это помогает и в работе с франчайзи, и при открытии собственных кафе.

Александр Пахомов: «За пять лет мы наработали опыт переговоров с торговыми центрами и можем объяснить их владельцам, где вставать, как вставать и почему именно в этом месте. Ну и стало немного проще, потому что никому не надо рассказывать, что такое «Тутти Фрутти». Бывает и так, что на нас выходят сами торговые центры и предлагают к ним встать, хотят видеть наш бренд в портфолио».

Важное требование к торговому центру – это наличие коммуникаций (хороший водопровод и канализация), возможность организовать кухню в торговой зоне (для кафе) или в отдельном подсобном помещении (для островов). Должно быть место, где хранятся смеси, нарезаются фрукты и есть возможность технически обслуживать кафе.  Не забываем, что в основе продукта –молоко и йогурт, а значит, нарушения условий при работе с ним чреваты последствиями. Без рисков организовать кухню где-то по соседству с ТРЦ и просто подвозить продукты не получится. Это лишние сложности с логистикой или нарушения требований СанПиН.

Кроме того, фризеры моются и чистятся ежедневно в конце рабочего дня. Если это требование нарушать, то продукты испортятся. Подвозить большое количество воды для промывки или, еще хуже, постоянно вывозить оборудование из ТЦ для мойки – это опять же операционные сложности и очень большие дополнительные затраты.

Ошибок в процессе развития допускалось много, но бизнеса без них не бывает. Например, когда создавались первые кафе, ошибались при выборе строительных решений, найме персонала или в организации работы кафе. Что-то приходилось покупать заново, переделывать или переформировывать.

Маркетинг – отдельная история. За время работы накопился целый список маркетинговых активностей, которые не подходят для концепции и сети.

Александр Пахомов: «Были проблемы с разработкой стандартов. Глобально нам ничего не передавалось, и мы работали с тем, что виделось более логичным и правильным. Действующие сегодня правила – это уже третья версия написанных стандартов сети. Первые два варианта были полезны на первых этапах работы, но с развитием сети было принято решение перейти на действительно серьезный уровень благодаря внедрению системы менеджмента качества ISO9001. Сейчас у нас есть стандарты на все операционные процессы работы кафе вплоть до, скажем, технологии нарезки манго или ананаса, минимизирующей количество отходов».

Перспективы ресторанного направления сегодня остаются высокими. Этот бизнес относительно мало зависит от каких-то кризисных явлений. Как ни парадоксально, люди, которые уже привыкли питаться в кафе и ресторанах, редко от этого отказываются. Если же говорить конкретно о замороженном йогурте (и не только о нем, а о любом продукте, который нельзя приготовить дома), ситуация еще лучше. Сильной просадки спроса в 2014-2015 году «Тутти Фрутти» не ощутили.

Tutty Frutty в цифрах и фактах

Год основания
2012.

Стартовые инвестиции
Около 1 миллиона долларов. Потрачены на закупку иностранного сырья и оборудования, организацию бэк-офиса, запуск 5 кафе.

Размер сети
4 собственных кафе и 38 франчайзи.

Оборот
От 1 млн 200 тыс. рублей в месяц.

Формат работы
«Тутти Фрутти» работает в двух форматах. In-line (традиционный вариант кафе с сидячими местами) и островная конструкция без сидячих мест. Александр отмечает, что в российских условиях успешнее работает остров. Он требует меньших инвестиций, ниже размер арендной платы, что очень важно для ТЦ. Также немаловажный момент, что в хорошо проходимых ТЦ в крупных городах выбить площадь в 50-70 кв. м гораздо труднее, чем под островок. При этом выручка сопоставима с полноценным кафе. В России наличие возможности посидеть за столиком является гораздо менее значимым фактором для потребителя, чем в США.

Инвестиции в создание одного кафе
От 4 до 8 миллионов рублей, в зависимости от формата.

Период окупаемости
2-2,5 года для одного кафе.

Средний чек
В Москве – 380 рублей, в регионах – 300 рублей.

Рентабельность
Положительная рентабельность начинается с 15%, но все зависит от конкретного ТЦ и его проходимости.

Сезонность
Кафе размещаются в ТРЦ, поэтому незначительная. Даже зимой людям в отапливаемых помещениях становится жарко, и они без проблем покупают йогурты. Отмечается еще один интересный нюанс: в зимний период в будние дни проходимость ниже, а в выходные – выше. Летом – наоборот.

Посещаемость
Зависит от торгового центра. Есть ярко выраженные ТРЦ выходного дня в спальных районах. Здесь посещаемость в будни минимальная, зато в выходные поток полностью окупает потери. В ТРЦ, которые находятся около бизнес-центров и офисных зданий, все ровно наоборот.

Персонал
Кафе работает в формате самообслуживания, поэтому на точке может работать 1 кассир. В активно проходимых ТРЦ есть промоутер, который занимается привлечением людей и помогает клиентам работать с фризерами.
В офисе работает около 30 человек: это производство, доставка, маркетинг, финансы, поддержка франчайзи и т.д.

Маркетинг
Торговым центрам платятся большие ставки за торговую площадь, и это играет важную маркетинговую роль. Важны для бизнеса наружка и промо. Пробовали делать рекламные акции на радио и телевидении, но работают они не так хорошо.
Сейчас активно развиваются соцсети: Facebook, «ВКонтакте», Instagram. Огромное количество целевой аудитории находится там. Плюс соцсети полезны хорошим откликом и обратной связью. Проводятся различные конкурсы, квесты, математические игры и многое другое.
Основная целевая аудитория – это девушки, поэтому работа ведется также через пиар в женских журналах, на женских форумах.

0 0 vote
Article Rating
Телега.-Контент
Подписаться
Уведомлять о
guest
1 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
ISO
ISO
6 лет назад

Сейчас для пищевых предприятий обязательным является внедрение требований стандарта ХАСПП