Что будет, если работу по привлечению заемного финансирования и управлению долговой нагрузкой вывести в специальный отдел? «Обуви России» удалось благодаря этому увеличить долю среднесрочных ресурсов с 25 до 80%, долгосрочных— с 0 до 10%, при этом средневзвешенная ставка по кредитному портфелю сократить с 15 до 11% годовых.

Инструмент: банковское кредитование (кратко-, средне- и долгосрочное).
Условия финансирования: средневзвешенная ставка по кредитному портфелю заемщика— 11% годовых.
Цель: финансирование текущей деятельности, пополнение оборотных средств, открытие новых магазинов.

Группа компаний «Обувь России»
Основана: в 2003 г.
Специализация: федеральная обувная розничная компания, входит в десятку крупнейших обувных ритейлеров РФ. Развивает сети «Вестфалика» (монобренд, среднеценовой сегмент) и «Пешеход» (дискаунтер), а также марку недорогой молодежной обуви Emilia Estra.
Количество магазинов: 124, в том числе 112 под брендом «Вестфалика» и 12 под брендом «Пешеход» (на 15.04.11).
География: 39 городов Сибири, Урала, Поволжья и центральной части России.
Выручка в 2010 г.: 1,6 млрд руб., прирост к предыдущему периоду— 19,4%.
Долговая нагрузка на конец 2010 г.: 570 млн руб.
Собственный капитал на конец 2010 г.: 778 млн руб.
Имеет кредитный рейтинг «Эксперт РА» «В++».

Принципы привлечения заемного финансирования

В 2007 г. ГК «Обувь России» открыла 27 магазинов, увеличив общее количество точек в сети на 46%. Набранные темпы развития требовали соответствующих объемов заемного финансирования. ГК стала расширять масштабы сотрудничества с кредиторами, диверсифицировать инструменты привлечения денежных средств. В связи с этим в рамках финансовой службы ГК был создан специальный отдел; количество сотрудников, занимавшихся вопросами привлечения заемного финансирования, увеличилось с двух до трех. По мере дальнейшего развития бизнеса и появления новых направлений— например, факторинга, потребительского кредитования, др.— количество менеджеров росло.

На сегодняшний день в отделе работают 18 человек, и они разделены на три группы. «Первая занимается получением кредитов и их сопровождением, а также такими направлениями, как лизинг, аккредитивы, кредитование сотрудников компании,— рассказывает Оксана Кулагина, начальник отдела привлечения ресурсов ГК «Обувь России».— Вторая отвечает за потребительское кредитование, реализуемое в партнерстве с банками, за наш собственный проект по продаже обуви в рассрочку, а также за эквайринг. Третья группа, по финансовой безопасности, создана специально для работы с просроченной дебиторской задолженностью».

Оценка результатов: сотрудники первой группы…

Для каждой из групп предусмотрены свои принципы оценки достигнутых результатов. Так, задача сотрудников, отвечающих за заемное финансирование,— получить кредит на максимально выгодных условиях. Общий объем средств, привлеченных за три года работы отдела, составил более 3 млрд руб.; в 2009–2010 гг. доля среднесрочных ресурсов (от 1 года до 3 лет) увеличилась с 25 до 80%, долгосрочных (более 3 лет)— с 0 до 10%. Кроме того, компании удалось добиться уменьшения средневзвешенной ставки по кредитному портфелю с 15 до 11% годовых.

Увеличению доли среднесрочных и получению доступа к долгосрочным кредитам, а также снижению средневзвешенной ставки по кредитному портфелю способствовали положительная кредитная история и статус надежного заемщика: «Обувь России» и в кризис вносила все платежи вовремя.

На сегодняшний день компания является для банков-партнеров крупным и перспективным клиентом, поскольку не только демонстрирует отличную динамику роста бизнеса, но и обладает четко прописанной программой развития на ближайшие пять лет.

… второй…

Оценка деятельности сотрудников второй группы (потребкредитование, продажа обуви в рассрочку, эквайринг) связана в основном с объемами продаж.

Программа потребительского кредитования была запущена в марте 2007 г. в партнерстве с одним банком, впоследствии к ней подключились еще два кредитных учреждения. Объем продаж по итогам 2007 г. составил 130 млн руб. (11% от чистой выручки компании).

«В 2008 г. товарооборот по потребительскому кредитованию рос, однако ситуация кардинально изменилась в кризис,— рассказывает Оксана Кулагина.— Банки резко ужесточили требования к потенциальным заемщикам, и по заявкам на кредит было больше половины отказов». Поскольку спрос на услугу сохранялся, в августе 2009 г. компания запустила проект по продаже обуви в рассрочку за счет собственных средств.

Рассрочка предоставляется на срок до пяти месяцев, при сумме покупки от 1 000 до 10 000 руб. Для ее получения требуется предоставить два документа из четырех на выбор: паспорт, водительские права, загранпаспорт, пенсионное удостоверение. Решение о предоставлении рассрочки принимается продавцом в магазине в течение 10-15 минут. Стоимость услуги составляет 5% от суммы рассрочки (например, при покупке пары обуви стоимостью 5 000 рублей клиент единовременно выплачивает сети 250 руб.). Эта комиссия покрывает расходы компании на обслуживание проекта: внедрение и поддержку системы автоматизации, работу персонала и т.д. Несмотря на то что рассрочка удлиняет финансовый цикл розничной сети и увеличивает нагрузку на оборотный капитал, увеличивать собственную кредитную нагрузку для финансирования программы не пришлось: все дополнительные издержки покрываются за счет роста продаж.

Сначала проект был запущен в тестовом режиме в Новосибирске и Омске, а с марта 2010 г.— по всей сети. По итогам 2010 г. объем продаж в кредит и в рассрочку составил 313 млн руб. (19,7% от чистой выручки), план на 2011 г. — 600 млн руб. (30% от чистой выручки).

… и третьей

И, наконец, о работе собственной службы по финансовой безопасности. О результате труда этих специалистов свидетельствует уровень просрочки по платежам. На сегодняшний день доля просроченной дебиторской задолженности по продажам в рассрочку составляет 1% (при среднем уровне невозвратов по потребительским кредитам на банковском рынке в 5–7%). Завидного показателя удалось добиться благодаря системе скоринга, разработанной специально под нужды проекта. Причем система постоянно совершенствуется: вводятся новые риски по отраслям, регионам и даже по отдельным магазинам. Также компания использует систему пассивного коллекторства— SMS-информатор и голосовые напоминания.

Не больше 4

«Мы диверсифицируем кредитный портфель: работаем с несколькими банками и используем различные инструменты привлечения финансирования,— рассказывает Оксана Кулагина.— Придерживаемся соотношения долг/EBITDA на уровне 4 и никогда не нарушали этот баланс, даже в кризис. Гашение по кредитам планируем и осуществляем равномерно в течение года. При выборе банков-партнеров прежде всего ориентируемся на репутацию и надежность».

Компания пользуется залоговым и беззалоговым (бланковым) кредитованием, лизингом, аккредитивами, также действует вексельная программа. На текущую задолженность по краткосрочным кредитам (год и менее) приходится порядка 10% кредитного портфеля, столько же— на задолженность по долгосрочным (более 3 лет) кредитам. Основная долговая нагрузка (80%) приходится на среднесрочные ресурсы (1–3 года). Такую структуру долговой нагрузки в компании считают наиболее оптимальной.

«ГК «Обувь России»— крупная компания с репутацией надежного заемщика, положительной кредитной историей во многих банках. Поэтому проблем с привлечением средне- и долгосрочных кредитов у нас нет. Банки предоставляют выгодные условия, открывая кредитные линии сроком до трех лет»,— подчеркивает Оксана Кулагина.

Средневзвешенная ставка

В настоящее время ГК «Обувь России» сотрудничает с четырьмя банками: двумя российскими и двумя зарубежными. Всего же за плечами заемщика — партнерство с 11 банками (по кредитованию; кроме того, 10 банков приобретали векселя, выпущенные компанией).

«Обувь России» постоянно отслеживает средние ставки на рынке корпоративного кредитования, ведет с партнерами переговоры о снижении платы за пользование деньгами.
На сегодняшний день средневзвешенная ставка по кредитному портфелю ГК составляет 11% годовых.

Без залога

Залоговые возможности заемщика, как и любой розничной компании, ограничены (все торговые помещения находятся в аренде). Однако «Обувь России» привлекает как кредиты под залог товаров в обороте, так и беззаголовые ресурсы. На сегодняшний день доля бланковых кредитов в кредитном портфеле компании составляет 10%.

Помимо бланковых кредитов, компания пользовалась беззалоговым финансированием и в рамках вексельного займа: объем привлеченных векселедателем средств с апреля 2007 г. — 700 млн руб. А в первом полугодии 2011 г. планируется размещение дебютного облигационного займа объемом 700 млн руб. Привлеченные средства направят на развитие сети: открытие новых магазинов (к началу 2015 г. сеть собственных магазинов «Обуви России» будет насчитывать 420 торговых точек; приоритетные регионы для развития— Нижегородская область, Ленинградская область, Хабаровский край, Московская область, Курганская область, Приморский край и др.), а также на пополнение оборотных средств.

 

Этот и другие кейсы читайте в книге «Финансы в ритейле». Проект продолжает серию изданий ИД Retailer, где рассказывается о решении серьезных бизнес-задач. Ждите «Финансы в ритейле» в ближайшее время на Ozon.ru.

Презентационный медиа-кит издания можно скачать тут.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments