Насколько велика для успеха бизнеса роль основателей-визионеров? Похоже, вскоре этот вопрос предстоит решить компаниям Apple и Google, пишет Newsweek.
Трудно быть гением в корпоративной Америке. В эпоху необузданного капитализма лишь очень немногим удается воплотить идею, превратить ее в компанию и, бывает, — изменить мир. Попутно они обогащают всех нас: потребителей, которые получают превосходный продукт, инвесторов, которым достается высокая доходность, и все население, которое заинтересовано в том, чтобы страна успешно конкурировала на мировой арене. Но когда визионеры уходят, их детища часто не могут сохранить магию своих основателей.
На прошлой неделе инвесторы были очень встревожены сообщением о том, что в связи с проблемами со здоровьем Джобс уходит на больничный на неопределенный срок. Стив Джобс для многих является олицетворением бренда Apple. Обозреватели заговорили о перспективах бизнеса корпорации, который неразрывно связан с личностью ее основателя и руководителя.
О кадровых перестановках было объявлено и в корпорации Google — с 4 апреля бразды правления берет в свои руки один из ее создателей. Около 10 лет назад основатели компании Ларри Пейдж и Сергей Брин, которым на тот момент было по 27 лет, передали руководство более опытному управленцу, как того требовали инвесторы. Исполнительным директором стал Эрик Шмидт (Eric Schmidt), обладавший значительным стажем работы в технологических компаниях Bell Labs, Xerox, Sun и Novell. Но с годами в компании и за ее пределами стали говорить, что Google потеряла свое преимущество на фоне конкуренции с Apple и Facebook. Теперь, спустя десять лет Пейдж, разработавший вместе с Брином базовый для Google алгоритм ранжирования PageRank, возвращается на пост исполнительного директора, а Шмидт остается в компании председателем правления.
Google, Apple и многие другие компании, созданные на основе новаторского замысла и видения основателей, сталкиваются с дилеммой гения. Как сохранить ДНК, заложенную в бизнес создателями? И как могут основатели-визионеры подготовить компанию к самостоятельности? — задается вопросом обозреватель Newsweek. Зачастую те же самые вдохновение, талант и энтузиазм лидера-героя не позволяют ему сосредоточиться на том, что необходимо для дальнейшего развития бизнеса без его чуткого руководства. Лидеры часто пренебрежительно относятся к всевозможным отвлечениям о том, что они не вечны, и, как монархи, верят, что могут и должны «править» всю жизнь, пишет Newsweek.
В некоторых случаях они оказываются правы. То, что Джобс сделал в Apple, — монументально. Благодаря целой серии блестящих, нацеленных в будущее новинок (iPod, iPhone, iPad), Джобс превратил Apple в самую дорогую технологичную компанию в мире. Несколько отраслей вслед за Джобсом и его новыми продуктами шагнули в свой новый век. После бума файлообменных сетей вроде Napster с появлением iTunes и iPod пользователи стали покупать музыку в онлайн-магазине. Планшетник iPad толкает к обновлению и перестройке бизнеса издателей книг, журналов и газет. Совершенствуя принятые стандарты, Джобс меняет телекоммуникационную отрасль. Он неуклонно следует своему четкому видению и настойчиво добивается высокого качества исполнения во всем, что делает Apple.
Трудно сказать, насколько успешной может быть компания без руководства основателя. Джобс внедрил в компании культуру полной секретности. Это пошло ему на пользу: объявления Apple о новых продуктах становились настоящими сенсациями, тогда как утечки информации скрадывала бы эффект новизны. Такая секретность составляет часть таинственного обаяния Apple. Но из-за нее очень трудно понять, насколько хорошая в компании «скамейка запасных». Помимо Джобса, в Apple есть и несколько очень талантливых кадров, например, дизайнер Джонатан Айв (Jonathan Ive), разработчик iPhone и iPad. Другой пример — Филипп Шиллер (Philip Schiller), старший вице-президент компании Apple по глобальному маркетингу. Но нужно быть детективом, чтобы знать хотя бы эти имена, и уж тем более — знать, как эти люди вместе работают. Когда Джобс вернется к активному руководству, было бы лучше для компании, если бы он больше предъявлял публике свои лучшие кадры, полагает обозреватель Newsweek.
Журнал приводит мнение создателя компании Dell Майкла Делла (Michael Dell): «наверное, лучший критерий успеха основателя не в том, как ярко сияет звезда компании в пору его руководства, хотя это, без сомнения, очень важная составляющая, но еще важнее, что происходит после, когда основателя уже давно нет».
Примеры крушения бизнеса после ухода гения-создателя многочисленны и неутешительны. Когда-то крупнейшей в мире компьютерной компанией была Digital Equipment, создатель которой Кен Олсен (Ken Olsen) стоял во главе бизнеса более 30 лет. Однако впоследствии Digital Equipment пала жертвой революции персональных компьютеров. И это не единственный пример. В Wang Labs и Control Data тоже работали талантливейшие инженеры.
Хуан Трипп (Juan Trippe), создавший авиакомпанию Pan American Airways, был практически Стивом Джобсом в авиации, пишет Newsweek. Трипп придумал концепцию международной авиасети, тщательно выстраивая отношения с ведущими дипломатами и политиками в разных странах и добиваясь для Pan Am разрешений на выполнение рейсов и прав на посадку. Так компания достигла господства в международных авиаперевозках.
Трипп, как и Джобс, умел привлечь внимание к своему «продукту». Но он так увлекся ближним боем, что не заметил, как меняется мир вокруг. Правление Pan Am считало его самонадеянным и скрытным, но не могло ничего изменить. Многие значимые документы и данные компании, казалось, существовали только в голове Триппа. Когда вступил в силу Закон об отмене государственного регулирования авиалиний (Airline Deregulation Act), Pan Am (в значительной степени опиравшаяся на монополию, полученную из рук государства) оказалась не готова передать контроль новому поколению.
Намного лучше, когда вопрос преемственности решен. Так, основатели компании Intel Гордон Мур (Gordon Moore) и Роберт Нойс (Robert Noyce) выбрали высшее руководство и талантливого преемника — Энди Грува. Мур и Нойс могли быть спокойны за все, что они создали, не опасаясь каких-то рисков в связи с повышением Грува. Они стали председателями компании, а Грув — исполнительным директором. Стиль управления, созданный Нойсом, оказал влияние на многих менеджеров в Кремниевой долине, он оставался примером для будущих директоров Intel, его именем названа штаб-квартира компании.
Чтобы сохранить ДНК компании, нужно продвигать ее ключевые ценности на всех уровнях. Говард Шульц, чья концепция превратила сеть кофеен Starbucks в глобальный бренд, придает большое значение личному общению в компании, в особенности в наш цифровой век. Говоря с сотрудниками, Шульц поощряет творческий подход и интуицию, но настаивает на производственной дисциплине и строгости.
Восхищение основателем компании не должно превращаться в подавляющий культ. Майкл Делл (Michael Dell) говорил, что учредитель не должен создавать религии вокруг своей персоны. И сам он предпринимает меры, чтобы такого не происходило. Делл говорит, что старается выделять других успешных сотрудников в рамках официальной процедуры аттестаций, которая помогает предъявить наиболее перспективных лидеров коллектива совету директоров. «Мы также предлагаем членам правления самостоятельно проводить встречи с ведущими лидерами, чтобы была возможность составить свое мнение об их возможностях и перспективах», — передает Newsweek слова Делла.
Ярких лидеров, как и представителей искусства, питает стремление надолго оставить след в своем деле. Обозреватель Newsweek называет это «героической миссией». В своей книге «Отрицание смерти» Эрнест Беккер написал, что лидер стремится к бессмертию — он должен выделяться, быть героем, вносить максимальный вклад в работу, демонстрировать свою значимость.
Они направляют всю энергию исключительно на реализацию своих творческих устремлений и потому могут идентифицироваться исключительно со своей должностью.
Было бы неправильно рассматривать это лишь как проявление тщеславия и чрезмерного эго. Да и для компании есть и преимущества в том, что ее руководитель готов быть фактически брендом и, соответственно, нести высокую ответственность. В противоположность этому, очевидное презрение исполнительного директора BP Тони Хейворда (Tony Hayward) к публичному вниманию после прошлогодней аварии в Мексиканском заливе подорвало доверие к компании со стороны общества и властей, комментирует обозреватель Newsweek.
Мы не хотим культивировать клонов-бюрократов, пишет Newsweek, но мы также не заинтересованы в том, чтобы открытыми компаниями бесконтрольно управляли не знающие никаких ограничений титаны имперского склада. Когда есть творцы и новаторы, для всех это лучше, чем когда их нет. В конечном итоге известно, что общество меняют недовольные, бунтари, которых не устраивает статус кво. Они более сконцентрированы на своем предпринимательском видении, чем многие из нас. У них есть таланты, которых недостает большинству из нас, они идут на нечеловеческие жертвы, неся благо для всех нас.