Интернет-магазины сдают свой ключевой функционал сторонним подрядчикам. Рынок аутсорсинга в электронной коммерции пополняется экзотическими сервисами.
Сдали явки
В конце прошлого года компания "Яндекс" предложила интернет-магазинам "сдать явки": хранить адреса клиентов не в собственных базах данных, а в новом сервисе поисковика "Быстрый заказ". Заполнение большого количества полей при оформлении заказа снижает конверсию. Новый сервис "Яндекса" позволит заполнять форму заказа товара одним нажатием кнопки, если магазин включился в программу, а пользователь разрешил "Яндексу" хранить свой адрес. Казалось бы, что может быть интимнее, чем адреса клиентов, и ценнее, чем владение клиентской базой данных. Однако, по данным Александра Феоктистова, менеджера по маркетингу "Яндекс.Маркета", с середины декабря 2011 года, когда стартовал сервис, по сегодняшний день в программе зарегистрировано 950 магазинов (около 11% от всех магазинов на "Яндекс.Маркете"). Реально же начали по этой схеме работать около 200, примерно 12% из них получают "Быстрый заказ" хотя бы один раз в день. Более 13,5 тыс. пользователей заполнили адрес доставки в профиле "Яндекса".
Портретное сходство
Пока эксперты по электронной коммерции ломают копья, обсуждая влияние описаний и изображений товаров на продажи, в компании TNX — создателе биржи ссылок XAP.ru, игрока на рынке SEO-услуг — решили разобраться с этим вопросом радикально. Сервис Goods.Apishops.com собирает базу изображений и описаний товаров, которыми интернет-магазины могут воспользоваться, вместо того чтобы создавать свои. Загрузив список товаров, магазин тут же получит их изображения и стандартизированные технические характеристики. За дополнительную плату можно заказать как программно сгенерированные SEO-тексты, так и оригинальные описания. На рынке потокового копирайтинга одно товарное описание стоит от $1. Стоимость технических характеристик, загруженных через Apishops,— 2 руб., изображение бесплатно.
Под зонтиком Apishops, запущенного в июне 2011 года, TNX развивает линейку сервисов для интернет-магазинов: отслеживание цен конкурентов, автоматизация управления контекстной рекламой. По словам Дмитрия Сазонова, основателя и генерального директора TNX, к линейке проектов подключилось более 8 тыс. пользователей, из которых около 2 тыс. пользуются ими активно. Количество новых клиентов, по оценкам Дмитрия,— 50-70 человек в день.
Почтальон из коробки
Запустив интернет-магазин промышленного оборудования, Денис Шак, программист из Владивостока, столкнулся с небольшой, но назойливой проблемой. Стоимость доставки габаритной продукции приходилось рассчитывать вручную, в зависимости от веса, размеров, пункта назначения и тарифов компании-перевозчика. Тогда Шак разработал калькулятор, в который ввел тарифы транспортных компаний. Протестировав продукт, в 2009 году он сделал его публичным, а полтора года назад открыл на сайте eDost.ru платный сервис для интернет-магазинов. Собрав тарифы курьерских и транспортных компаний, eDost.ru предлагает магазинам аутсорсить расчет стоимости доставки, платя сервису несколько копеек за каждый расчет. "Аутсорсинг выгоден, пока бизнес не достиг определенного размера,— рассуждает Денис Шак.— Разработка и поддержка калькулятора будет стоить от 10 тыс. до 100 тыс. руб. в год. При выборе базовых тарифов eDost обойдется магазину в 2,5 тыс. руб. в год". eDost минимизирует и организационные затраты: поддерживает актуальность тарифов, собирая данные с доставщиков, пишет алгоритмы расчета стоимости на базе условий компаний. Сейчас к eDost подключено около 1 тыс. магазинов, но реальными плательщиками является где-то треть. "Молодые магазины обращаются активно, а вот старые думают, что и так нормально",— усмехается Денис.
Магазин по требованию
От сервиса по предоставлению стандартных описаний товаров один шаг до стандартного готового магазина. Его сделала компания ElbuzGroup. Ее специализация — сервисы, облегчающие жизнь онлайн-ритейлерам с помощью генерации и агрегации контента. Магазин из коробки — апогей стратегии. Торговая площадка, которую получит заказчик, будет содержать каталог товаров, их описания, фотографии и сможет получать ассортиментные обновления. "Все характеристики товаров соответствуют данным производителей, это исключает ошибки, которые могут появляться при ручном вводе",— говорит аналитик компании Валерий Почернин. ElbuzGroup предлагает готовые магазины более чем по десятку направлений. "Во всех тематиках мы предоставляем заказчикам максимальное количество товаров, доступное на мировом торговом рынке",— уверяет Почернин. Так, интернет-магазин шин и дисков содержит 57 тыс. товаров, а интернет-магазин лекарств — 80 тыс.
Электронный дозор
Конкурентная разведка в современной электронной коммерции становится прозаической, автоматизированной процедурой. Все благодаря сервисам по мониторингу цен, таким, как E-Trade PriceList Importer от компании ElbuzGroup и Price.Apishops.com от TNX. Стоимость мониторинга у Price.Apishops.com — $0,003 за товар в день, сервис найдет и сопоставит товары магазина с конкурентами, которых обнаружит на публичных торговых площадках: "Яндекс.Маркет", Torg.Mail.ru и др. Стоимость решения ElbuzGroup — от $150 до $650, и поставляется оно как ПО, а не как сервис. Акцент в нем сделан на анализ и управление прайс-листами, которые введены в систему. "Владельцы интернет-магазинов консервативны и предпочитают делать все по старинке",— сокрушается Дмитрий Сазонов из Apishops. Но скоро и консерваторы свыкнутся с мыслью, что от "большого брата" не скрыться, а сервисы сравнения цен будут давить на стоимость товара, приводя разноголосицу рынка к унифицированным показателям.
Общий кошелек
По данным фонда "Общественное мнение", в 2011 году около 35% платежей в России на рынке электронной коммерции были выполнены без привлечения наличных денег. Так, 15% онлайн-платежей пришлось на банковские карты, 8% — на оплату через банки по квитанциям, 7% — на электронные деньги, 6% — на платежные терминалы и 1% — на SMS-платежи. Только систем электронных денег в России больше десятка. Чтобы не потерять значимые проценты заказов, интернет-магазину нужно заключить договоры и провести интеграцию с армией контрагентов, а затем регулярно требовать у них свои деньги. Передать взимание этих 35% с населения и полномочия разбираться с владельцами столбиков и кредитных карт можно агрегаторам. Например, системе RBK Money, с помощью которой можно организовать прием со всех популярных платежных инструментов — от банков до платежных терминалов. Сегодня число пользователей системы составляет около 2,5 млн. К сервису подключились более 24 тыс. компаний.