Консультанты Bain изучают инструменты менеджмента с 1993 г. За 16 лет опросы проводились 12 раз, в них приняло участие почти 10 000 респондентов из 70 стран. В 2009 г. консультантам удалось собрать 1430 анкет, с некоторыми респондентами были проведены персональные интервью. Были выделены 25 самых распространенных инструментов менеджмента. Основные критерии отбора: 1) инструмент предназначен для менеджеров высшего звена; 2) широко известен; 3) его использование измеримо. Прямой связи между их использованием и финансовыми показателями компаний установить не удалось, пишут авторы отчета Management Tools and Trends, 2009. Тем не менее консультанты проследили, какими инструментами чаще пользуются компании, удовлетворенные и не удовлетворенные финансовыми результатами. Оказалось, что у менеджеров успешных компаний популярны сравнения с конкурентами (бенчмаркинг), стратегическое планирование, система сбалансированных показателей, сценарное планирование. Единственный же инструмент, к которому чаще прибегают компании, не добивающиеся желаемых результатов, — это сокращение штатов, утверждают в Bain.
Во время кризиса популярность этого инструмента заметно возросла. Ровно 60% опрошенных компаний сообщили Bain о том, что либо уже провели сокращения, либо запланировали их на 2009 г. Большинство из тех, кто сокращения уже провел, признались, что на этом не остановятся.
Меньшими средствами
В кризисный 2008 год использование менеджерских инструментов заметно снизилось, отмечают консультанты. Если три года назад (в 2006 г.) средний участник аналогичного опроса пользовался в работе 15 инструментами, то в 2009 г. это число снизилось до 11. Крупные компании по-прежнему используют больше инструментов, чем средние и мелкие, но если использование инструментов менеджмента в малых и средних компаниях вернулось к уровням 2000 г., то в случае крупных компаний снижение еще заметнее (см. график).
В кризис компании ужимаются, пользуются лишь самым необходимым, говорит партнер консалтинговой компании Ernst & Young Александр Ивлев. Это вполне оправданно, отмечает Элла Сытник, консультант Ward Howell, остаются лишь инструменты, способные принести краткосрочный результат.
Борьба с издержками
Сокращение штата может иметь оздоравливающий эффект, особенно после этапа быстрого роста, приведшего к появлению в компании не самых эффективных сотрудников, отмечает Сытник. Но вот только проводить его надо правильно.
Сокращение персонала — не самый эффективный способ борьбы с издержками, говорит Андрей Загорский, генеральный директор ОАО «Якутгазпром». Ведь высвобождаемым работникам производятся достаточно серьезные единовременные выплаты и особой финансовой экономии не происходит, отмечает он.
Финансовая отдача от сокращения штата все же есть, считает вице-президент по персоналу компании «Эльдорадо» Руслан Ильясов. В «Эльдорадо», говорит он, с начала сентября сократили до 30% общей численности персонала. Объемы продаж за последние полгода (по сравнению с докризисным уровнем) изменились незначительно, а значит, эффективность сотрудников возросла, продолжает Ильясов. В первую очередь сокращения коснулись управленческих структур. «Компания исходила из того, что одному руководителю должны подчиняться не менее 5-7 человек, и это минимум», — поясняет он. За штат вывели также мерчандайзеров, функции которых сегодня в компании выполняют продавцы.
«Просто сокращать людей — слишком эмоционально и далеко не эффективно, — полагает Михаил Зельман, основатель и генеральный управляющий ресторанной компании “Арпиком”. — Сокращать прежде всего нужно бизнес-процессы. Мы отдали на аутсорсинг развитие бизнеса, складской бизнес и прочее — в результате затраты управляющей компании снизились на 50%». Увольнение сотрудников без общей реструктуризации бизнеса дает мизерный эффект, подчеркивает Зельман.