Месяц назад «Евросеть» начала развивать новый для себя формат гипермаркетов микроэлектроники. На данный момент открыто два гипермаркета. Президент «Евросети» Александр Малис рассказал корреспонденту РБК daily Антону Бурсаку, зачем ритейлеру понадобилось экспериментировать с форматами и чего ждут от проекта акционеры «Евросети».
— В чем была логика открытия двух гипермаркетов электроники — площадью 2,2 тыс. и 1 тыс. кв. м?
— Для нас это был в первую очередь эксперимент — мы хотели посмотреть, как ведут себя покупатели в магазинах такого формата, каковы потребности аудитории и т.д. Для нас это новый формат, и уже сейчас можно сказать, что мы узнали много вещей, о которых раньше не знали.
— И в чем разница с привычным для вас форматом магазинов?
— По нашим наблюдениям, в обычный магазин, торгующий сотовыми телефонами, человек заходит раз в три недели. В гипермаркет — раз в шесть-семь месяцев. Мы хотим сделать так, чтобы в наш гипермаркет человек заходил как минимум раз в три месяца.
— И как это можно сделать?
— Мы хотим понять, чего именно хотят наши посетители. Выставлять на полки такие товары, чтобы людям было интересно не только покупать, но и не менее интересно просто смотреть и трогать.
— И что это могут быть за товары?
— Например, в нашем гипермаркете есть игрушечная железная дорога. Есть роботы-пылесосы, а есть и дистанционный робот, который можно установить, например, дома и из любой точки мира через Интернет смотреть «картинку» — на что он смотрит. Если товар тот же, что и в обычном нашем магазине, мы попробовали его подачу сделать другой, более интересной. Например, у нас установлена единственная в России сенсорная витрина Samsung, которая работает как интерактивный продавец. Есть тачскрин-мониторы онлайн-заказа, гаджеты всякие радиоуправляемые, стрекозы, вертолеты летают, динозавры ползают. Хлебопечка, которая здесь же печет свежий хлеб. Вообще, мы сейчас активно исследуем, какие уникальные товары мы можем предложить покупателю. Идея в том, что мы не хотим напрямую конкурировать с уже существующими игроками рынка. У нас должно быть что-то, из-за чего люди пошли бы именно к нам.
— Есть ли какие-то особые требования к персоналу — раньше вы торговали в основном телефонами и аксессуарами, сейчас у вас появились компьютеры и другая техника?
— Современные телефоны — достаточно сложная вещь. Если человек разобрался в том, как торговать смартфонами, он сможет продать и компьютер, и другую сложную технику, будь то духовой шкаф, холодильник или 3D-телевизор. Но, конечно, специальные тренинги по товару и технологиям продаж мы для них провели.
— Вы намерены развивать направление гипермаркетов самостоятельно или готовы привлекать партнеров?
— Пока у нас нет понимания, будут ли нужны внешние инвестиции. Хотя я бы такой вариант не исключал. Но что-то определенное можно будет сказать, когда мы будем иметь возможность наблюдать за проектом какое-то значительное время, минимум полгода-год.
— На рынке говорят, что основным идеологом проекта был Александр Мамут, который думал об этом бизнесе еще до того, как вошел в капитал «Евросети».
— Я могу сказать, что обоим нашим акционерам нравится этот проект.
— И «ВымпелКому»? Для них это не совсем профильное направление.
— Для «ВымпелКома» мы не только канал продаж контрактов, но и компания, которая должна генерировать прибыль. Поэтому любой проект, который может приносить доход, может быть им интересен.
— Вы рассчитываете, что направление гипермаркетов быстро окупится? При каком количестве торговых точек это может произойти?
— Я ожидаю, что это направление будет прибыльным, даже если мы ограничимся двумя уже открытыми гипермаркетами. Но если этот бизнес покажет большой потенциал, мы, конечно, будем работать над открытием новых точек.