«Обманывали ли вас при приеме на работу и удалось ли вывести обманщиков на чистую воду?» — такой вопрос компания HeadHunter задала 4000 зарегистрированных пользователей и выяснила, что необманутыми оказались лишь 16% опрошенных.
Опрос HeadHunter выяснил, что для 66% респондентов «мошенничество» работодателя при устройстве на работу касалось размера оплаты труда (компания указывала либо премии, получить которые было практически невозможно, либо диапазон оклада, но платила по низшей границе). Примерно столько же респондентов отметили, что круг обязанностей после трудоустройства оказывался куда шире или не соответствовал заявленному.
Более трети опрошенных также столкнулись с проблемами при оформлении. Например, 48% из них получили на руки договор, в котором была указана не соответствующая реальности зарплата. Лишь 41% опрошенных удалось до трудоустройства выяснить все относительно будущих обязанностей, а 59% узнали обо всем уже после того, как приступили к работе.
На вопрос, что респонденты сделали, когда выяснилось истинное положение вещей, ответ в основном был «ушел в другое место», другие заносили работодателя в черные списки, третьи смирялись либо начинали саботировать «дополнительные» обязанности.
Работа непыльная
«После вуза я устроилась работать HR-менеджером в кадровое агентство, — рассказала Светлана. — Условия меня устраивали, испытательный срок должен был продолжаться месяц. Отработав два месяца, я запросила у генерального директора копию трудовой книжки для оформления загранпаспорта и была поражена, узнав, что книжку мне собирались выдать лишь через три месяца, а свидетельство пенсионного страхования — через шесть. Коллеги рассказали, что в компании оформлен только один человек, отработавший восемь месяцев. После этого я не раздумывая уволилась». Самое интересное, съязвила пострадавшая, что руководителю агентства не нравилось, если в трудовой книжке у кандидата имелись перерывы в работе, и он не признавал никаких договоров — только записи в трудовой.
«Летом 2008 г. мне предложили пройти собеседование, — рассказывает 25-летний Олег. — В резюме я уточнил, что хотел бы работать на позиции менеджера по продукту, но только в сфере разработки интернет-проектов. Каково же было мое удивление, когда от HR-менеджера я услышал, что мне придется продавать пылесосы. Конечно, пылесосы я продавать не пошел, зато теперь каждый раз, когда звонят с предложением о работе, интересуюсь списком обязанностей».
«Кандидаты не очень активно интересуются на собеседовании функционалом позиции, — парирует гендиректор представительства Oracle в СНГ Борис Щербаков. — Одна и та же должность в разных компаниях может означать разный круг функций». По мнению Жанны Волковой, менеджера по маркетингу кадровой компании Kelly Services, на собеседовании нужно не стесняться задавать работодателю вопросы:«Например, если вам обещают бонус в случае роста продаж, стоит выяснить, насколько реально это сделать, попросить привести примеры успешных сотрудников и пояснить, что помогло им достигнуть таких результатов. В общем, быть понастойчивее».
Прояснить кандидата
«Одни рекрутинговые компании берут деньги с соискателя, другие — с работодателя», — говорит Марина Шалолашвили, директор департамента по развитию рекрутинговой компании «Империя кадров». В первом случае недоразумения случаются чаще, так как рекрутеры заинтересованы в том, чтобы преподнести кандидата в наилучшем свете, обращает внимание эксперт. «Мы работаем с компаниями, и наша задача — прежде всего удовлетворять требования работодателя», — подчеркивает она, подразумевая, что в таких случаях обмана быть не может. — Если компания и соискатель не устроят друг друга, нам придется вернуться к закрытию позиции«.
«Хедхантинговые агентства нередко сами оказывают медвежью услугу кандидатам, обучая правильно составлять резюме и вести себя на собеседовании», — возмущается Марина Мелия, гендиректор консалтинговой компании «ММ-класс». Она считает, что кадровые консультанты создают образы кандидатов, руководствуясь собственными представлениями, а это далеко не всегда соответствует личности соискателя и потребностям компании и ведет к череде обоюдных разочарований. «Люди доверчиво повторяют один и тот же набор слов, не анализируя, какую работу они хотели бы выполнять в действительности, — продолжает Мелия. — Когда, к примеру, спрашиваешь кандидата, почему тот решил уйти из компании, в ответ слышишь заученное: «Пришла новая управленческая команда, и новая стратегия компании не соотносилась с моей личной стратегией».
«Кадровые консультанты работают на работодателей, т. е. для них соискатели — рабочий материал, которым они закрывают вакансии, — говорит Мария Самиуллина, управляющий партнер компании JobSearchCoach. — Хантеру главное — получить гонорар, и для этого он готов приукрасить позицию». Отличие карьерных консультантов в том, что первые работают над общей стратегией личного развития клиента и расписывают ему несколько вариантов карьерного сценария, говорит она. «Сейчас вообще акцент сместился с поиска работы на консультацию по карьере, — рассказывает Самиуллина. — Это инвентаризация опыта и навыков кандидата. Человек может много чего делать, но, чтобы понять, что у него в сухом остатке, он должен оценить себя по отношению к рынку. Потом мы разбираемся в мотивации человека — чего он хочет на самом деле. На последнем этапе консультанты пишут клиенту карьерный сценарий — это может быть смена отрасли, открытие собственного бизнеса или даже дауншифтинг». 5000 руб. за 3-4 часа такой беседы — и человек узнает свои горизонты.