Компания Jingdong Mall, владеющая китайским аналогом Amazon.com онлайн-ритейлером 360buy.com, намерена в следующем году провести в США IPO на 4—5 млрд долл. В случае успеха сделка станет крупнейшим размещением интернет-компании на американских биржах, превзойдя результат Google. Однако аппетит к китайским IPO значительно испортили волнения на рынках и скандалы вокруг отчетности китайских компаний, вышедших на американские биржи, предупреждают эксперты.
Jingdong Mall намерена провести IPO в США в первом полугодии 2012 года, сообщил еженедельник International Financing Review, выпускаемый Thomson Reuters. На следующей неделе представители компании намерены начать встречи с инвестиционными банкирами, чтобы выбрать организатора вероятного размещения, отмечает издание.
360buy.com — второй по величине интернет-ритейлер в КНР после Taobao, продающий широкий спектр товаров: от электроники до одежды, обуви и ювелирных украшений. Компания была основана в 2004 году и, по собственным данным, располагает 25 млн зарегистрированных пользователей, которые делают около 300 тыс. заказов ежедневно. Ожидается, что выручка компании в этом году практически утроится до 4,4 млрд долл. Прибыли, однако, 360buy.com в настоящее время не приносит, но глава Jingdong Mall Лю Цзиндун рассчитывает, что эта ситуация изменится во второй половине 2012 года.
В случае успеха китайский интернет-ритейлер запишет на свой счет самое удачное IPO интернет-компании на американских площадках. Пока таковым является размещение Google, принесшее компании в 2004 году 1,9 млрд долл. Предпосылки к успешному размещению у Jingdong Mall есть: в апреле этого года в рамках частной продажи акций компания привлекла 1,5 млрд долл. у группы инвесторов, среди которых был и фонд Юрия Мильнера DST Global. Какую долю акций китайская компания намерена выставить на биржу, пока неизвестно.
Однако момент, который Jingdong Mall выбрала для того, чтобы сообщить о своих амбициях, выглядит не очень удачным. Обвал на рынках в августе привел к тому, что с начала прошлого месяца от запланированных размещений в США, по данным Dealogic, отказались 12 компаний. В их числе и скидочный сервис Groupon, который мог быть оценен в 20 млрд долл. в рамках IPO, изначально планировавшегося на сентябрь.
Есть и еще одна угроза: в последние несколько месяцев разразилось множество скандалов вокруг махинаций с отчетностью китайских компаний с зарубежным листингом. «Сейчас американские инвесторы очень осторожно настроены к китайским IPO. Тот факт, что некоторые из этих IPO в последние несколько месяцев фактически обернулись дефолтами, очевидно, мутит воду и для всех других китайских первичных размещений», — цитирует Reuters основателя инвесткомпании IPOX Shuster Джозефа Шустера. Так, IPO конкурента 360buy.com компании E-Commerce China Dangdang в декабре было встречено инвесторами на ура — в первый день торгов акции выросли на 87%, однако сейчас они торгуются на уровнях почти вполовину меньших, чем цена размещения. Бумаги социальной сети Renren выросли на 29% при размещении в мае с отметки 14 долл., а сейчас стоят лишь около 7 долл.