Мнение эксперта: Алексей Затопляев, ИТ-директор "Бауцентр Рус"

В наших магазинах достаточно большие кассовые рабочие места, в главной линии касс мы применяем сдвоенные боксы. Это позволяет организовать более комфортное пространство для работы кассиров.

Кроме того, рабочее место сделано с таким расчетом, чтобы кассир в любой момент мог встать, выйти из-за кассы к тележке с товаром для сканирования и пересчета крупногабаритного товара. Монитор компьютера расположен таким образом, что покупателю хорошо видно, какой товар попадает в спецификацию чека и какова общая сумма покупки.

Наша технология не подразумевает использования pos-терминалов. Рабочее место кассира оборудовано персональным компьютером HP и фискальным принтером ПРИМ08-ТК, который производится питерским СКБ «Искра». Он зарекомендовал себя как достаточно надежный агрегат, хотя, как показала практика, он не очень распространен на рынке. Среди положительных качеств можно назвать компактность, высокую скорость печати, простоту замены кассовой ленты, возможность получения информативного представительного чека.

Соединение в торговых центрах "Бауцентр" разных форм торговли — розничной и оптовой — требует наличия на всех рабочих местах, в том числе и кассах, знания реальных остатков товарных запасов. Именно поэтому мы используем на кассах ПК, которые в режиме реального времени проводят операции продажи. На базе ПК на порядок проще создать полноценное рабочее место, работающее в режиме o­n-line, чем сделать то же самое на базе любого pos-терминала. Поэтому у нас на кассах и появились компьютеры.

Вообще, к варианту, который мы имеем сейчас, мы шли долгим эволюционным путем, и он еще не закончился. Мы долго выбирали базовую модель ПК, пытались экономить на стоимости техники, но, в конце концов, остановились на компьютерах brandname.

Что касается кассовых аппаратов, то сначала это были отдельно стоящие аппараты NCR, потом Samsung, потом мы стали использовать фискальные принтеры MSTAR-Ф. Последние не очень устраивали нас скоростью печати. Это матричные принтеры, хотя и очень надежные. В результате мы остановили свой выбор на аппаратах ПРИМ-08ТК – это позволило ускорить печать чека минимум на семь секунд. Сейчас средний чек печатается не более трех секунд, а длинный пяти секунд.

Сейчас в качестве альтернативы рассматриваем модель СП101ФР-К, основным достоинством которой является отделяемый от фискального блока узел с печатающей головкой. В ситуации, когда печатающий механизм выходит из строя, есть возможность самостоятельно и довольно просто заменить его, оставив тот же самый блок фискальной памяти.

На рабочем месте находится детектор купюр. Все кассы телефонизированы, что позволяет оперативно заказать разменную монету, вызвать в случае необходимости продавца из отдела. В кассовом боксе предусмотрены места для запаса кассовой ленты и упаковочных пакетов. Соответственно, мы избавляем себя от авральных ситуаций, связанных с отсутствием на рабочих местах расходных материалов. При строительстве новых гипермаркетов компания планирует вводить систему пневмопочты. Ее использование позволит ускорить доставку разменных денег на кассу, а также облегчит инкассацию.

О штрих-кодовом оборудовании

Мы используем беспроводные ручные сканеры штрих-кодов с интерфейсом Bluetooth (MS9535 Voyager BT) компании Metrologic. Выбор обусловлен тем, что кассиру периодически приходится вставать со своего рабочего места и даже выходить из-за кассовой стойки, чтобы отсканировать крупногабаритный или тяжелый товар.

Причина такого выбора, опять-таки, в компактности устройства и в специфике товара. Значительную часть наших товаров невозможно пронести над плоскостью сканирования, многоплоскостного сканера, встроенного в рабочую поверхность столешницы (как это делают в «продуктовых» магазинах). Ручной же многоплоскостной не прижился: пробовали, он оказался слишком громоздким. Проще и быстрее взять в руку сканер и найти на крупногабаритном товаре (например, на 25-литровом ведре с краской) штрих-код и отсканировать его, чем это самое ведро переворачивать, чтобы пронести нужной стороной мимо сканера.

Для нашей компании скорость сканирования не так уж важна. Важны мобильность оборудования и его надежность. Кассир со сканером имеет возможность выйти из-за кассы, встать, наклониться к корзине. При этом всегда возникает опасность уронить мобильный сканер, поэтому он должен выдерживать падение.

Об эргономике и функционале

Наши кассиры работают на кассе без помощи мыши, имеют возможность видеть больше товаров в спецификации (для покупателей это часто бывает важно). Поиск товара выполняется не только по штрих-коду, но и по коду товара, по коду поставщика, по реальным остаткам на складе.

Кроме того, наши кассовые терминалы видят экране итоговую сумму, выведенную крупным шрифтом; имеют возможность комбинированной оплаты наличными и кредитными картами (этих суммы отражаются на экране); мы можем применять действующие дисконтные системы  во время и после ввода полной спецификации чека; поддерживаем персонифицированные дисконты. Наши терминалы поддерживают работу с мягкими чеками; позволяют оформлять возврат товара по ранее пробитым на кассе чекам; дают возможность принять наличную доплату от юридического лица по ранее оформленному счету.

На сегодняшний день в большинстве наших торговых центров используется система RS-Balance от компании R-Style SoftLab. Ее кассовый модуль также подвергался активным модификациям под наши требования. А именно: мы включили в розничный модуль поддержку сложной системы скидок, которая изначально действовала только в функционале оптовой реализации; модифицировали интерфейс для более удобной визуализации суммы продажи; изменили формат кассового чека; повысили скорость работы модуля.

Сейчас в Калининграде стартовал проект по замене системы RS-Balance на новую учетную систему Avarda. В ней под наши требования рабочее место кассира создается практически "с нуля".

О возврате товара

Если на кассе начать оформлять нестандартные процедуры, то следующий в очереди покупатель будет явно задержан по времени. Но если сделать для нестандартных процедур отдельное рабочее место, то время от времени там может появиться еще более длинная очередь. Во всяком случае, последнему покупателю в этой очереди придется очень несладко, гораздо хуже, чем тому, кто оказался бы за ним в очереди в обычную кассу, потому что, как правило, нестандартные операции требуют гораздо больше времени.

В нашей сети возвраты оформляют на отдельном рабочем месте, где клиенту, после того как он сдал товар, выдается так называемый «талон возврата» на указанную сумму. Затем обналичить «талон возврата» или расплатиться им за новый товар клиент может на любой кассе. К слову, в магазинах нашей торговой сети покупатель имеет возможность вернуть или обменять товар в течение 30 дней (По закону РФ «О защите прав потребителей» 14 дней – Retailer.RU).

О безналичном расчете

Во всех торговых центрах "Бауцентр" процесс авторизации карточки занимает не более 5 секунд. Мы достаточно много инвестируем в коммуникации, каждый наш торговый центр соединен с внешним миром «выделенкой». В настоящий момент мы используем сетевые решения банков, которые базируются на pos-терминалах для авторизации пластиковых карт. Но и тут мы не стоим на месте: наша новая торговая система будет сопряжена с системами эквайринга тех банков, с которыми мы сотрудничаем.

О посадке кассира

Для торговых центров "Бауцентр" единственно возможная посадка кассира – вполоборота к покупателю. Слишком много в строительных товарах грязных, сыпучих или тяжелых продуктов. Если сидеть лицом к покупателю, то придется проносить их между собой и терминалом, что просто неудобно. Да и вероятность испортить оборудование несравнимо выше. Несколько раз, например, разливали краску на транспортер. Всякие сыпучие продукты, типа фуги или гипса, имеют обыкновение испускать вокруг себя, как размножающиеся спорами грибы, строительную мелкодисперсионную пыль при легком прикосновении к пакету. В таких условиях ни один агрегат не выживет.

Большинство торговых сетей типа DIY пришли на практике именно к такой посадке кассиров — вполоборота к покупателю. При этом монитор полностью открыт для обзора и покупателю, и сотруднику службы внутреннего контроля, который проверяет корректность пробитого чека (таким образом, процесс проверки он начинает уже при формировании самого чека).

О программном обеспечении

ПО должно быть многофункциональным. Оно должно позволять выполнять разные операции, с тем чтобы только путем настройки интерфейса определять функциональность рабочего места. Или здесь продают, или только возвращают, или и то, и другое. Но интерфейс ПО одинаковый, учить никого не надо, все понятно интуитивно. Мы в состоянии путем настроек видоизменять меню и список доступных действий для кассира. Впрочем, думаю, сейчас это могут все системы.

О пневмопочте и размене денег

Пневмопочта – вещь, безусловно, интересная. Мы собираемся запускать эту систему в следующем торговом центре "Бауцентр". Одно из преимуществ пневмопочты заключается в том, что во время инкассации кассиру не придется с большой денежной суммой выходить за линию касс. Вероятность физического нападения на кассира в момент инкассации очень низка. Да и скорость доставки купюр туда-обратно повышается на порядок. Для больших ТК площадью в 14 000 м2 это тоже аргумент.

Отсутствие разменных денег, конечно, задерживает очередь. Для того чтобы в наших магазинах не возникало таких ситуаций, мы используем следующую практику: держим в главной кассе торгового центра дополнительный комплект разменных денег для каждой кассы. Кассиру остается только вовремя просигнализировать о потребности в разменных деньгах.

0 0 vote
Article Rating
Телега.-Контент
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments