Партнеры Юлия Руденко и Дмитрий Мосин два года назад открыли в торговых центрах Москвы три магазинчика "Суперножки" — торговали колготками и чулками. Но вскоре предприниматели испытали глубокое разочарование — прежде всего в людях. "У розничных магазинов существует одна очень большая проблема — продавец. Если у него настроение работать, продажи будут большие, а если настроение просто почитать книжку — то маленькие. Мы и на проценты пытались переводить, и тренинги организовывали, но это не помогало",— жалуется Мосин.
Устав бороться с продавцами, партнеры решили расстаться с магазинами. Последнюю из точек они закрыли в январе, но еще до того задумались, как обойтись без посредников между товаром и покупателем. В 2008 они вплотную занялись интернет-магазином "Суперножки.ру", а потом решили вывести его в офлайн по-новому — создать сеть торговых автоматов, продающих колготки, как снеки или газировку. Причем устанавливать их решили в нестандартных местах: в бизнес-центрах с арендаторами — крупными компаниями, сотрудницы которых соблюдают дресс-код. Колготки в автоматах должны стоить на треть дешевле, чем в магазинах. Это вполне реально за счет маленькой площади аренды и экономии на сотрудниках.
Предприниматели хотели установить 100 автоматов в крупных бизнес-центрах. "Исходя из среднесуточного объема продаж 2 тыс. руб. (такова была минимальная выручка в розничных точках партнеров.— СФ), инвестиции должны были окупиться за год",— говорит Руденко.
Вторую половину 2008 года бизнесмены потратили на то, чтобы изучить предлагающиеся в России вендинговые аппараты. Для продажи колготок подходил только один, да и тот пришлось дорабатывать. Но главное, на покупку требовался $1 млн — таких денег у предпринимателей не было, а инвесторы не спешили вкладываться в проект, который сочли рискованным.
Планы пришлось подкорректировать. Теперь владельцы "Суперножек" проводят "тест-драйв" собственного стартапа: на деньги все же привлеченного в апреле частного инвестора размещают десять арендованных автоматов в бизнес-центрах Москвы, проверяют спрос и ассортимент. Пока это закупаемые у производителей колготки среднего и высшего ценовых сегментов — Filodoro, Philippe Matignon, Silca.
Пока работают всего два автомата, и развивается проект не слишком просто. Владельцы бизнес-центров не жаждут сдавать в аренду 1 кв. м., тем более таким необычным арендаторам. "Все знают автоматы по продаже шоколадок и презервативов, и как только слышат про автомат — начинают уверять, что им это не нужно. А колготки в понимании мужчин, с которыми мы ведем переговоры, вообще порнография",— смеется Мосин.
Даже если собственников бизнес-центров не смущает "порнография", то основателей "Суперножек" смущает псевдоискренность владельцев. "Недавно мы два часа просидели на входе одного бизнес-центра — считали, сколько людей заходит. Управляющий говорил нам, что посещаемость — 1 тыс. человек в день, и женщин среди них большинство. Мы насчитали в час пик всего 150 человек, из которых женщин — меньше половины. Управляющий сказал, что так считать — это детский сад. Но как иначе проверить?" — рассказывает Руденко.
Раньше партнеры не проверяли сведения, оттого с выбором места для первого автомата промахнулись. За первую неделю через него купили одну пару колготок. Ведь большую часть бизнес-центра класса А на Лесной улице арендует фирма по поставке тяжелого оборудования, и женщин среди сотрудников немного. Автомат пока стоит, но больших надежд на него не возлагают.
Кроме нехватки слабого пола, мешает и менталитет: мало кто догадывается, что в автомате можно покупать колготки, а не только еду, и неголодные женщины проходят мимо. Для решения этой проблемы "Суперножкам" придется проводить местную рекламную кампанию: вешать рядом с терминалами информационные плакаты и раздавать арендаторам листовки. Пока же повесили только один плакат за 1 тыс. руб. рядом с первым терминалом. Когда инвесторы проекта убедятся в его жизнеспособности, они вложатся в более масштабную рекламную кампанию. Но до идеала акционеров "Суперножек" — Японии им еще далеко: там, по словам Мосина, через торговые автоматы покупают даже живых котят. Через специальные отверстия к животным в клетки поступают корм и воздух, а через другие — выводятся отходы жизнедеятельности. Ну как тут не купить?
Экспертное мнение
Оксана Радецкая, эксперт компании "АВК-медиа":
— Все женщины знают, как неудобно выбирать колготки на бесконечных полках супермаркетов, где перепутаны цвета, размеры, а главное, ценники. И как неожиданно эти колготки рвутся. Так что, если нужно будет всего лишь нажать на кнопочку и искомые "40 ден, четверка телесного цвета" упадут в лоток, к автомату будет интерес. Тем более на 30% дешевле. Инвестиции и окупаемость — другой вопрос. Вернуть миллион получится только при наличии сети из более чем 100 точек продаж.
Инвестировать
Алексей Кузнецов, и. о. генерального директора "ВИКА-брокер" инвестиционной группы ВИКА:
— Сама идея подобного бизнеса очень интересна, однако есть одно большое "но". Инвестирование возможно только при условии пересмотра точек реализации продукта, так как расположение автоматов в бизнес-центрах может оказаться не столь рентабельно, как, например, в местах массового потока пешеходов (в этом случае женщин): по дороге от метро, автомобильных стоянок, детских учреждений, салонов красоты и т. д.
Инвестировать