Повальная отмена новогодних корпоративов в прошлом году показала: в кризис не до жиру, быть бы живу. В канун нового, 2010 года event-рынок воспрянул духом, руководители компаний решили: празднику быть, хотя и с более скромными бюджетами, чем раньше. Возобновление праздничной кампании можно считать любопытным индикатором самочувствия российских фирм: дно достигнуто, самое трудное позади.

Тишина и пустота 

Традиции праздновать Новый год в кругу коллег до его календарного наступления в прошлом году, выражаясь языком военных, был нанесен существенный урон. Кризисный ветер перемен вместе с рекламными бюджетами унес и деньги, которые многие компании собирались потратить на организацию новогодних корпоративов. Согласно исследованию компании Axes Management, затраты на новогодние корпоративы составляли до 1% от всех HR-расходов, а это больше, чем траты на подбор или обучение персонала. По данным кадрового агентства Superjob, в 2008 году 23% компаний отказались от проведения новогодних мероприятий совсем.

По словам Юлии Сигуновой, управляющего партнера Event Factory, люди были растеряны, подавлены и готовились к серьезным сокращениям, большие корпоративы делали только смельчаки. "Год назад на рынке была абсолютная тишина и пустота",— сгущает краски партнер компании Eventum Premo Алексей Берлов.

"Среди игроков event-рынка царила тихая паника, один за другим клиенты снимали заказы,— вспоминает генеральный продюсер агентства событий и праздников "Князев" Сергей Князев.— Из десяти заказов у агентств оставалось три, семь — отменены". Большинство мелких и средних компаний изменили формат новогодних вечеринок, отказавшись от услуг специализированного агентства-организатора и решив обойтись своими силами. К тому же многие организации просто не решились проводить масштабные празднования в условиях, когда штат сотрудников пришлось по экономическим соображениям сократить: вечеринка сумевших сохранить свои места напоминала бы пир во время чумы.

Тяжелее всего в прошлом году пришлось игрокам финансового рынка (банкам, инвестиционным компаниям), девелоперам, промышленным компаниям, не относящимся к нефтегазовому сектору: их сотрудников традиционной елки лишили. Например, отменили корпоративы в ВТБ, "Русале", "Мечеле", "Снегири девелопмент", KPMG.

Однако, несмотря на финансовый прессинг, который с наступлением кризиса стали испытывать компании, некоторые из них все-таки не торопились с отменой новогодних торжеств, учитывая выплату неминуемых неустоек организаторам и приглашенным артистам. Ведь заказы площадок и оплата вечеринок происходят задолго до самого Нового года — в весенне-летний период.

Достойный подражания способ сэкономить на новогодних издержках в прошлом году выбрала ИК "Велес Капитал". Компания нашла альтернативный вариант празднования: подарок тем, кому еще сложнее. "Сотрудники купили подарки и поехали отмечать Новый год в детский центр "Вдохновение",— рассказывает Марина Миронова, начальник отдела по работе с персоналом ИК "Велес Капитал".— Мы украсили здание центра, водрузили пятиметровую елку, оборудовали музыкой и скамейками каток, да и просто побегали с 12-14-летними воспитанниками центра и окрестных детских домов с эстафетами и конкурсами".

Бюджет, затраченный компанией, составил 5% от традиционного, а основные вложения — в подарки, украшения и фейерверк — сделали сами сотрудники. Благотворительную акцию в инвестиционной компании планируют организовать и на этот раз.

Сотрудники event-агентств говорят о двух-трехкратном сокращении праздничных бюджетов в прошлом году и сопоставимых цифрах в этом году.

"В прошлом году отказывались преимущественно от приглашения звезд эстрады, а сейчас отказываются уже не только от них, но и от выступлений артистов оригинального жанра, оставляя только ведущего, аниматоров и музыкальное сопровождение",— говорит Сергей Князев.

Но все-таки, говорят игроки, рынок event-мероприятий постепенно начинает восстанавливаться, и новогодний сезон корпоративов в 2009 году обещает быть более плодотворным, чем прошлогодний.

По мнению исполнительного директора AST Group Дмитрия Устинова, в целом руководители компаний пришли к выводу, что самое тяжелое позади. Правда, тратить на Новый год суммы, сопоставимые с докризисными, готовы немногие.

 Кризисная экономия 

Как отмечают представители event-агентств, нынешнее предновогоднее оживление в их общении с компаниями имеет и обратные стороны.

В первую очередь ивентеры сетуют на то, что многие затягивают с принятием решения о проведении вечеринок.

"Определяться стали только в конце октября — середине ноября,— рассказывает управляющий партнер петербургской ГК "Гильдия мастеров" Павел Марюхта.— До прошлой осени тенденция была другая: к началу октября 70% клиентов уже выбирали и дату, и место проведения, и организаторов. Сегодня временные рамки сдвинулись, и остается очень мало времени на подготовку проекта".

Получить сам заказ стало гораздо труднее, чем еще пару лет назад: тендеры, участие в которых не оплачивается, серьезная проработка конкурсных проектов, сбор документации отнимают много ресурсов, подтверждает Юлия Сигунова.

Еще одна проблема — недобросовестное поведение некоторых клиентов. "Так, было несколько неприятных случаев, когда потенциальные заказчики приглашали на встречу и получали от нас море информации о том, как можно справить Новый год,— жалуется владелец агентства Art in Style Анастасия Коробкина.— А в итоге решали все делать сами, воспользовавшись нашими идеями. Это, конечно, можно объяснить: все хотят сэкономить".

Экономить все, конечно, стараются по максимуму: не до жиру, отмечают участники event-рынка. Во-первых, экономят на площадках. Раньше на это обращали меньше внимания и готовы были тратить деньги за ее удобное расположение — в центре Москвы и рядом с метро, рассуждает Сергей Князев: "Играла большую роль и престижность площадки. Сегодня на это готовы закрыть глаза, главное, чтобы аренда зала или ресторана была недорогой".

Сюда же вписывается более скромное, чем раньше, оформление, декорации: роскошь нынче не в моде. "Все стремятся к красоте, даже изысканности, но не к излишней помпезности,— размышляет Юлия Сигунова.— До кризиса была пора WoW-мероприятий, цель которых — поразить. Сейчас в цене добрые мероприятия с изюминкой".

Говоря о тематике праздников, ивентеры отмечают, что удачные релизы фильмов часто становятся источником свежих идей для корпоративных вечеринок. Так было и в новый, 2008 год, когда сценарии праздников писались по мотивам "Иронии судьбы-2" и "Ночного дозора". В этом году большой успех имела картина Валерия Тодоровского "Стиляги". Это и будет самой новой и яркой темой корпоративов-2009, считает Юлия Сигунова.

По словам игроков, снять банкетный зал в экономсегменте стоит 50-200 тыс. руб., для сегмента VIP — от 250 тыс. руб. и выше. Если говорить о местах, где можно посадить 2-3 тыс. человек (как, к примеру, "Экспоцентр" на Красной Пресне, "Форум Холл" или "Крокус Экспо"), то здесь расценки — от 1,5 млн до 2 млн руб. До кризиса, говорит Алексей Берлов, арендовать подобную площадку стоило около 2,5 млн руб. "Подрядчики и площадки проводят уже более гибкую ценовую политику: цены в этом году либо немного снижены, либо уже не растут, и это уже хорошо",— продолжает он.

Многие площадки легко опускаются в цене, "влезают" в бюджет, ориентируясь на "нужные" цифры, такого раньше не было, делится впечатлениями Павел Марюхта. Правда, по словам Сергея Князева, эта взвешенная политика владельцев клубов, ресторанов и банкетных залов все равно не обеспечивает их полную заполняемость в этот Новый год: можно без особого труда и с хорошими скидками найти место для празднования даже на ключевые даты — 27-28 декабря.

В канун Нового года компании снижают расходы и на меню, благо рестораны и клубы свои аппетиты слегка поумерили. По сравнению с предыдущим новогодним праздником стоимость меню на отдельно взятую персону ниже примерно вдвое. "В экономсегменте раньше на человека тратили от 5 тыс. руб. и выше, в этом году — 2,5-3 тыс. руб.,— рассуждает Сергей Князев.— Раньше у нас было до четырех, а иной раз и до пяти выносов блюд, сейчас все ограничивается тремя — холодные закуски, горячее и десерт".

Если говорить о пятизвездных отелях, то меню без алкоголя там стоит 3,5-4,5 тыс. руб. на человека. Самый дорогой вариант, который предлагали в эту новогоднюю кампанию: 8 тыс. руб. на персону, правда, это с учетом спиртного, говорит Павел Марюхта.

Сокращение расходов на шоу-программу — еще одно из безусловных предпочтений практически у всех компаний, которые все-таки решились проводить этот тяжелый год в кругу коллег. Без работы в новогодний период останутся фокусники, артисты шоу-балетов, театров пародий и пр. Берут только самое необходимое — ведущих и музыку, резюмируют ивентеры.

По их словам, все чаще вовлечение в программу вечера сотрудников становится одним из условий клиентов, об интерактиве настойчиво просят сами заказчики. Например, "МегаФон" готовит большую театральную постановку с участием сотрудников в качестве актеров. "Безусловно, без профессионалов в таких постановках очень сложно обойтись: мы сотрудничаем с молодыми талантливыми режиссерами, которые помогают в проработке сценария, костюмов, постановке, записи песен в студии, но участие сторонних людей скорее техническое",— прокомментировали в пресс-службе сотового оператора.

Кстати, конкуренты "МегаФона" — МТС и "Вымпелком" — по-разному реагируют на близость праздничных дат. В МТС отказались от исключительно внутрикорпоративного празднования и пригласили на новогоднее мероприятие для сотрудников (менеджеров высшего и среднего звена) партнеров компании. Бюджет примерно в пять раз ниже новогодних корпоративов прошлых лет, отмечает руководитель пресс-службы МТС Ирина Осадчая. В "Вымпелкоме" же новогодние мероприятия не запланированы.

Средний бюджет корпоративного новогоднего мероприятия на 100 человек в этом году вполне вписывается в коридор 0,5-1 млн руб., сходятся во мнении игроки. "Если раньше, к примеру, закладывали от 2 млн руб. и выше, то сейчас те же самые компании тратят 700-800 тыс. руб.",— говорит Сергей Князев.

Сильнее других на встрече Нового года будут экономить банки и торговые компании — таковы результаты опроса, проведенного кадровым центром "Юнити". 50% респондентов из этих секторов заявили, что новогодний корпоратив проведут в офисе. 10% опрошенных компаний (всего в опросе участвовало 200 организаций) совсем не планируют проведение корпоратива.

Представители таких отраслей, как IT, телекоммуникации и фармацевтика, оказались менее подвержены влиянию кризиса. Они составили 25% респондентов, заявивших, что праздновать корпоративный Новый год будут в ресторанах, клубах и развлекательных центрах. А один из крупнейших российских системных интеграторов IBS решил в этом году сделать сотрудникам необычный подарок. "Когда стало известно, что в Москву приезжает Cirque du Soleil, пришла оригинальная идея,— рассказывает директор по персоналу IBS Екатерина Прохорова.— В один из декабрьских дней Cirque du Soleil дает представление для нашей компании. Во-первых, это редкая возможность собрать сразу всех сотрудников. Во-вторых, это эксклюзивный подарок, а нам так хотелось доставить нашим сотрудникам незабываемые впечатления. А самое главное — каждый сотрудник получил возможность привести на шоу одного близкого человека, т. е. мы сохраняем верность концепции семейного праздника".

 Звездопад 

Традиционно одной из самых затратных статей расходов для компаний были выступления на корпоративах звезд шоу-бизнеса. Новогодние вечеринки компаний, как известно, являются для них лакомым куском, приносящим солидные барыши.

Как утверждает Павел Марюхта, цены на артистов по сравнению с прошлым годом не изменились, хотя раньше они были немного выше. В большинстве своем директора звезд не стали устанавливать стандартные новогодние расценки. И артисты, чтобы не рубить сук, на котором сидят, стали более сговорчивыми.

К слову, звезд принято подразделять на три группы. В первый эшелон входят самые раскрученные и популярные артисты — Дима Билан, "Машина времени", Филипп Киркоров, Валерий Меладзе, Валерия, "ВИА Гра", цена на их выступление начинается от €35 тыс. Ко второму эшелону (€20-35 тыс.) относятся, к примеру, "Любэ", "Чайф", "Мумий Тролль", Земфира, Николай Басков. Экономсегмент (€5-20 тыс.) составляют звездные коллективы прошлых лет ("Самоцветы", "Песняры"), западные артисты формата "Дискотеки 80-х" — Тото Кутуньо или Boney M, Александр Маршал, Николай Носков, Валерий Сюткин, "Ляпис Трубецкой" и др. Договориться о выступлении и каких-то скидках с ними проще, чем с представителями первых двух групп. В этом году работы хватит не на всех: основной спрос идет на тех, чьи гонорары меньше $15 тыс.

Звезды эстрады недополучат в этом году большого количества заказов и, соответственно, денег, прогнозирует Сергей Князев. Если раньше столичные компании заказывали две-три звезды шоу-бизнеса на одну новогоднюю вечеринку, то сейчас даже одной не хотят. "Это разумно, потому что выступление занимает в программе всего 40 минут, а вечеринка длится, как правило, часов пять,— объясняет он.— Сейчас бюджет на эту звезду порой равен половине бюджета всего праздника". Поэтому, чтобы сэкономить на живом звуке, многие небольшие компании нанимают хорошего диджея, ставящего клубную музыку. Это гораздо дешевле.

Рассказывая о приглашениях артистов, event-агентства отмечают, что даже в прошлом году ситуация была лучше, чем в этот новогодний сезон. "В прошлом году многие получили 50-процентную предоплату, как всегда, чуть ли не в мае. И было проще доплатить звездам, нежели оставить эти 50% и отказаться от них, ведь по законам шоу-бизнеса предоплата не возвращается,— рассуждает Сергей Князев.— Многие даже понизили свою оставшуюся сумму от 50%, чтобы не остаться совсем с носом и без заказов".

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments