Прошлым летом в нашей стране чрезвычайно остро встала проблема трудовой миграции. Сегодня такой остроты нет, хотя мы понимаем, что количество трудовых мигрантов в Российской Федерации существенно возрастет из-за притока беженцев с Украины.
Прошлогодняя дискуссия подтолкнула парламент России к принятию целого ряда решений, направленных на урегулирование данного вопроса.
Была ужесточена ответственность работодателя за привлечение к труду нелегальных мигрантов. Что касается легальных иностранных работников, мы постарались принять меры, которые бы исключили с одной стороны их дискриминацию, а с другой стороны использование их недобросовестными работодателями для понижения цены на труд в Российской Федерации.
Одной из проблем, о которой мы уже говорили, являлось то, что в отличие от граждан России за трудовых мигрантов работодатель не был обязан платить взносы в Пенсионный фонд, если они проработали у него менее шести месяцев. Во-первых, такая норма предоставляла возможность злоупотреблений: мигрантов принимали на работу на пять-шесть месяцев, затем увольняли, а потом восстанавливали вновь. Во-вторых, даже при равных зарплатах создавались условия, при которых трудовые мигранты оказывались более привлекательными для работодателя, чем российские работники, ведь за них не нужно было платить пенсионные взносы. Этот вопрос вызвал серьезное обсуждение.
В результате в июне был принят федеральный закон N188-ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам обязательного социального страхования. При подготовке ко второму чтению в Государственной Думе в этот закон была внесена моя и председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерия Рязанского поправка, устанавливающая обязанность работодателей платить взносы в Пенсионный фонд за трудового мигранта с первого дня его работы.
Таким образом, дискриминирующий фактор устранен. Экономическая выгода от того, чтобы брать мигрантов вместо российских работников, тоже устранена. При этом Пенсионный фонд получит дополнительные средства, что немаловажно. Обращаю внимание на то, что все эти средства пойдут исключительно в страховую солидарную часть, то есть на выплату пенсий нынешним пенсионерам, поскольку трудовые мигранты, разумеется, не могут участвовать в накопительной системе. Что касается самих мигрантов, то большинство из них прибыло из стран ближнего зарубежья, с которыми у Российской Федерации существуют соглашения о взаимном признании пенсионных прав. Поэтому заработанный здесь пенсионный стаж будет учитываться при начислении им пенсий на их родине.
Вторая важная тема — медицинское страхование трудовых мигрантов. В первом чтении Государственной Думой были приняты поправки в Трудовой кодекс, которые требуют от работодателей, чтобы работающие у них мигранты имели в обязательном порядке полис добровольного медицинского страхования. Такой полис могут купить либо сами трудовые мигранты, либо за них работодатели. Но он в любом случае должен быть на момент заключения трудового договора с мигрантом.
Данное решение является компромиссным и пока, к сожалению, уязвимым. С нашей точки зрения, остаются схемы, которые позволяют продавать полисы добровольного медицинского страхования по цене ниже, чем взносы на обязательное медицинское страхование. Поэтому в весеннюю сессию мы не стали принимать закон в окончательной редакции. Рассчитываем доработать его и принять осенью этого года.