В конце февраля в Москве прошла презентация новой модели смартфона Vertu TI, основная концепция которой — «сделать жизнь владельца легче и приятнее». Президент компании Vertu Перри Оустинг рассказал корреспонденту РБК daily Веронике Гудковой о том, чем аппараты luxury-уровня отличаются от обычных смартфонов, почему его компания не откроет олимпийский pop-up store в Сочи и чем Vertu отличается от iPhone.
Смартфон как вечная ценность
— Расскажите, пожалуйста, о новых моделях этого года.
— Vertu TI — принципиально новый продукт для Vertu, переход на новый уровень технологий и качества. Можно сказать, новая эра для компании. Аппарат в корпусе из особо прочного титана (есть варианты с отделкой золотом и кожей аллигатора) и с экраном из сапфирового стекла работает на операционной системе Google Android 4.0, Ice Cream Sandwich. Он снабжен процессором 1,7 ГГц и 64 Гб встроенной памяти. Кроме того, имеется 8-мегапиксельная камера с автофокусом и фронтальная 1,3-мегапиксельная камера — она позволяет общаться в Skype. Все бизнес-секреты клиентов сохраняются благодаря безопасной технологии обмена данными Near Field Communication, а неприкосновенность телефона и даже личная неприкосновенность владельца защищены технологией Vertu Certainty.
— Какую часть цены аппарата ваш клиент отдает за металл, бриллианты и другие редкие материалы корпуса и какую — за его начинку?
— Я отвечу на этот вопрос несколько иначе. Если вы хотите приобрести нечто уникальное, luxury, то имеет значение все. Не только материал и начинка, но и размер лимитированной серии, пред- и постпродажное обслуживание, уровень дистрибуции и так далее. Если кто-то делает, скажем, смартфон и экспортирует в количестве 10 млн штук, ему волей-неволей приходится снижать цену. А для нас один экземпляр — уже экспорт.
Разумеется, уникальные инновационные материалы корпусов Vertu и драгоценные камни — это немалая часть стоимости смартфона. Мы не используем ничего «одноразового», все наши материалы — прочные и долговечные. То же и с начинкой. Это, во-первых, интерфейс, приспособленный под нужды потребителя. Программное обеспечение смартфона, контент и сервисы, которые мы предлагаем, призваны сделать жизнь пользователя удобнее и проще. Владелец аппарата может и не использовать Concierge Service (сервис «Персональный консьерж») или City Brief (рекомендации по времяпрепровождению в городе) ежедневно. Но он в любой момент может обратиться к ним и знать, что ему ответит не безликий робот, а живой человек, специалист, который поможет ему. Информация всегда под рукой, нужна она вам сейчас или нет. Если говорить обо мне, то я всегда использую консьерж-службу Vertu в деловых поездках. Это удобно, поскольку в чужих городах я лишен привычной инфраструктуры, я нахожусь в незнакомой обстановке. Мне достаточно просто нажать на кнопку, чтобы сориентироваться в пространстве, оптимальным образом организовать свои встречи и досуг. Всегда есть кто-то, кто готов и способен вам помочь, позаботиться о вас. Это и есть настоящий стиль жизни luxury.
— Несколько лет назад у Vertu была впечатляющая коллаборация с Boucheron…
— Да, это была коллаборация, придуманная предыдущим руководством Vertu. Однако в обозримом будущем мы не собираемся повторять ее, переключать внимание потребителя с качеств наших телефонов исключительно на броскую ювелирную оболочку и драгоценные камни. Это не наша история. Та коллаборация сослужила нам не лучшую службу, создав у многих потенциальных клиентов впечатление, что Vertu — это телефоны из золота и бриллиантов, и ничего более. Это не так. Мы используем много инновационных материалов, титан, кожу, цирконий. Но все они долговечные и прочные. Никакого пластика для покрытий — только сапфировое стекло и высококачественная натуральная кожа.
— Иногда напрашивается вопрос: что делать с очень дорогими вещами спустя 15—20 лет? Драгоценности или часы можно подарить. А что делать с изначально ценным, но очень старым смартфоном?
— Наши смартфоны через 15 лет по-прежнему будут работать. Luxury — это то, что способно служить вечно. В одежде, обуви, аксессуарах мода меняется, но действительно респектабельные вещи остаются актуальны десятилетиями. Наш бизнес создан десять лет назад, и мы до сих пор обслуживаем аппараты наших первых моделей. Еще с антеннами, помните?
Покупая телефон, вы покупаете удобство и функциональность. Но если люди станут стремиться только к функциональности во всем, мир будет выглядеть странно — уныло и скучно. А старомодный, но прочный, надежно работающий и эстетично выглядящий аппарат демонстрирует индивидуальность владельца. Человек привыкает к тактильным ощущениям от корпуса, к логике меню и интерфейсу. Не все стремятся к растиражированным новинкам.
Россия без Сочи
— Каковы ваши планы в России? Ваш флагманский бутик в Москве на Петровке открыт сравнительно недавно, как его приняли российские клиенты?
— У нас множество планов на этот год. Мы будем развиваться независимо от Nokia, мы получили куда большую свободу, чем прежде. Nokia, несмотря ни на что, великая компания, но «свободный полет» открывает нам отличные возможности роста. Мы постараемся искоренить непонимание и заблуждения, возникшие в отношении нашего продукта у некоторых российских клиентов. Мы будем продолжать инвестировать в развитие ритейла, в наши бутики в Москве, в частности магазин в ГУМе.
— Вы не собираетесь открывать магазин в Сочи?
— В связи с Олимпиадой? Нет. Мы также не будем делать модель с олимпийской эмблемой или создавать олимпийский pop-up store. Я считаю, что Олимпиада, спорт и все такое — это прекрасно, но это не для Vertu. Vertu — это коммуникации, стиль, технологии, отчасти даже ремесло и искусство, но не спорт. Сейчас все делают что-то, связанное со спортом, какие-то лимитированные выпуски с олимпийской символикой. Это уже становится скучно, простите меня.
— Вы наблюдаете какую-то эволюцию предпочтений российских покупателей за десять лет существования марки?
— Пожалуй, я могу сказать, что они стали взыскательнее и лучше понимают, как именно носить и использовать luxury-продукт. Раньше у российских потребителей, как и у других клиентов на развивающихся рынках, был несколько завышенный спрос. Это нормально в ситуации, когда люди получают доступ к тому, чего были долгое время лишены. Если сейчас люди предпочитают пестрым вещам Versace сдержанную одежду Bottega Veneta, это вопрос тренда. Мы современный бренд, поэтому следуем актуальным тенденциям, в том числе сдержанности в подборе цветов и отделке.
Я начинал работать в моде 26—27 лет назад — в Bvlgari. Тогда состоятельные женщины приходили на вечеринку непременно обвешанные огромными бриллиантами, сапфирами, рубинами. Сейчас респектабельным считается надеть одно красивое кольцо или пару серег. Это эволюция стиля, и это нормально.
— Раньше следящие за модой девушки неизменно появлялись на публике с Vertu, а теперь повсюду царит айфономания.
— Apple — достойная марка, и я не собираюсь говорить о ней ничего плохого. Но то, что в свое время придумал Стив Джобс, в корне отличается от концепции Vertu. Он стремился сделать свой продукт глобальным, демократичным, общедоступным. У нас иная позиция. Мы не продаем свои смартфоны в гипермаркетах электроники, у нас нет массового производства, мы не размещаем заказы на китайских заводах — только на собственной фабрике в Хэмпшире. Мы ориентируемся на другую категорию клиентов. Это не хорошо и не плохо — просто факт.