Увольнение работника — одна из самых трудных вещей, которую должен уметь руководитель. В каком-то смысле это обряд инициации менеджера.

«Как к нему морально подготовиться? Для начала следует убедиться, что вы точно знаете, как организован этот процесс в вашей компании, говорит Иен Гуден, исполнительный директор Chiumento, консалтинговой компании по кадровым вопросам: «Многие думают, что руководитель едва ли не с рождения знает, как увольнять. Но даже у зрелого менеджера может не быть этого опыта. Если вы не уверены в собственных действиях, сходите в HR-отдел и попросите поддержки». Эксперт советует также поговорить об этом с наставником, если таковой у вас есть, — именно для этого и существуют наставники.

Нельзя забывать, что трудовое законодательство в разных странах различается. «В США любая из сторон может разорвать трудовой договор довольно легко в любой момент, хотя антидискриминационное законодательство этой страны гораздо разработаннее, чем в Великобритании, — напоминает Майкл Берд, партнер по вопросам занятости в юридической фирме Lewis Silkin. — А вот в Нидерландах вы не сможете отказаться от услуг работника без разрешения суда по трудовым спорам».

«Процесс увольнения должен состоять из ряда логических шагов, а не напоминать гром с ясного неба, — продолжает Гуден. — Если после беседы работник впадет в ступор или отчаяние — ваше общение совершено точно было построено неправильно».

Необходимы встречи, беседы: надо дать возможность увольняемому отстаивать свою позицию, при необходимости следует оказать ему помощь и поддержку. «Когда все отрегулировано должным образом, — подчеркивает Гуден, — многим наверняка хватит здравого смысла понять, что лучше говорить «я ухожу по таким-то причинам», чем «меня увольняют».

В идеале менеджеры должны предвидеть, как человек отреагирует на известие об увольнении. Но люди непредсказуемы, и реакции могут варьироваться от всплеска эмоций до полного равнодушия.

Если страсти нагнетаются, говорит Чарльз Вудрафф, управляющий директор Human Assets, компании, занимающейся психологией бизнеса, важно не поддаваться эмоциям: «Придерживайтесь главного направления разговора и фактов, оставайтесь спокойны и целенаправленны. Будьте гуманны насколько возможно, но не размывайте смысла слов. Если вы нервничаете, лучше переждать этот момент наедине с собой, а не демонстрировать эмоции человеку, которого вы хотите уволить. Надо проявить чуткость, избегая сентиментальности и неприятно звучащих клише».

«Часто в процессе увольнения вы можете обнаружить, что коллеги уволенного были недовольны низкой эффективностью его работы, и вы, что-то с этим делающий, в их глазах становитесь человеком решительным, — говорит Вудрафф. — Но ровно до тех пор, пока они считают процесс честным и справедливым».

Те, кто над вами, также могут рассматривать происходящее как доказательство вашей решительности. И все равно… «Кого-то уволивший менеджер может потом еще несколько месяцев испытывать чувство вины, — предупреждает Гуден. — Хотя, если все было сделано правильно, он не должен так себя ощущать».

В конце концов, убедите себя, что тут нет ничего личного — только работа. «Это неприятная вещь, которую вы должны были сделать, — заключает Вудрафф. — Именно за это вам платят».

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments