Утверждения «предпринимателями не становятся — ими рождаются», «их интересуют только деньги» или «создание своего дела требует значительного капитала» не проходят элементарной проверки фактами, утверждают эксперты
Уже 10 лет Марк Харт, профессор школы бизнеса Астона, исследует предпринимательскую деятельность в Великобритании и Европе. И не понимает, почему некоторые мифы о предпринимателях настолько сильны. В результате его исследования 30 000 домохозяйств выяснилось, что 65% тех, кто имеет собственный бизнес, основали его в первую очередь из желания получить независимость и достичь личных целей, а вовсе не для того, чтобы обогатиться. Почти половина молодых компаний начинали работу в домах их основателей, а стартовый капитал составлял менее 10 000 фунтов стерлингов, показывают результаты Харта.
«Многие считают: чтобы стать предпринимателем, нужны личные качества, как у Ричарда Брэнсона, — усмехается Том Бьюик, генеральный директор Enterprise UK, руководящей проведением Всемирной недели предпринимательства в Великобритании. — Но если копнуть глубже, выяснится, что предприниматели бывают любых форм и размеров».
Например, как 29-летняя Прийя Лакхани. Получив квалификацию адвоката и оставив карьеру юриста в медиагруппе, она организовала в сентябре 2008 г. компанию Masala Masala, занимающуюся производством острых азиатских соусов. У будущей бизнес-леди было мало времени на готовку, но ей всегда казалось, что пастеризованным азиатским соусам, хранящимся в супермаркетах при комнатной температуре, не хватает вкуса: «Хотелось воспроизвести соусы, которые готовит дома моя мама».
Лакхани начала с выпуска двух свежих соусов высшего качества на основе рецептов матери. Она опоздала на одну минуту, чтобы положить в банк деньги, необходимые для того, чтобы оплатить первый заказ на производство: «Я бежала в банк со шлепанцами в одной руке и 3000 фунтов в другой». Но поставщики поверили ей и выполнили заказ.
Она продемонстрировала соусы на выставке продовольствия, где многие закупщики поначалу отнеслись к ним скептически. Но Лакхани убедила сеть торговых центров «Харви Николс» продавать ее соусы. Позже к ним присоединились Ocado и Waitrose.
Сегодня Masala Masala производит пять соусов, в этом году ее оборот составит около 700 000 фунтов стерлингов. Лакхани, финансировавшая компанию из личных сбережений в размере 25 000 фунтов стерлингов, надеется увеличить к 2011 г. оборот до 2,5 млн фунтов стерлингов путем расширения ассортимента за счет готовой еды и детского питания. У компании есть даже благотворительная организация, куда отчисляется часть прибыли, на которую бездомные в Индии обеспечиваются горячей едой.